МАОУ «Гимназия №5» г Альметьевск , РТ
Учитель высшей квалификационной категории
Шестопалова Татьяна Владиславовна
Из опыта работы «Гражданско-патриотическое воспитание на уроках»
Человек-это звучит гордо! Но что есть человек? Это не только биологическое существо, сколько сложный духовно-нравственный «сосуд», вбирающий в себя услышанное и увиденное, понятое и прожитое. На формирование нравственных ценностей влияет не только семья, но и социум. Человек-это сложный симбиоз традиций, обычаев, языка и прочувствованного опыта.
Как только человек приходит в этот мир, он слышит речь, вбирает поведенческие мотивы, видит алгоритм взаимоотношений. В школу приходит ЧЕЛОВЕК, с определенным представлением о мире. Он пришел совершенствоваться.
Многие учащиеся достигают высоких результатов по отдельным предметам, но как проверить уровень любви к родине?
Я думаю, что многие учителя, выпуская класс, точно могут ответить, получился из ученика гражданин страны или нет. На уроках литературы, истории и др в дискуссиях и спорах проявляется истинное отношение человека к его корням, народу, традициям.
Работа с детьми требует от учителя определенных качеств: кропотливости в сфере повышения уровня собственного интеллекта, мобилизации духовных сил, способности стимулировать творческую активность обучающихся, умения направлять различные виды их творческой деятельности.
К.Д. Ушинский считал, что язык народа является ярким отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».
Поделюсь своей находкой, каждый мой урок имеет эпиграф – пословицу или поговорку. Мы не только разбираем содержание пословицы, но и отмечаем точность и глубину высказывания, простоту и красочность языка. («Не ищи обетованные края, они там, где Родина твоя» к уроку по творчеству И Тургенева, «Родина – мать, умей за неё постоять» к уроку по «Слову о полке Игореве» и пр).
Также часто подбирая материал к уроку, я стараюсь использовать тексты русских писателей о природе. И Тургенев, К Паустовский, М Пришвин, В Астафьев, В Бианки и др много писали о простой и в то же время чарующей красоте родного края. Также небольшие музыкальные вставки (Г. Свиридов «Дождик», П.Чайковский. «Осенняя песнь» и др. ) помогают пробудить чувство прекрасного. Картины И. Шишкина, И.Айвазовского, И Левитана и др раскрывают многоликую красоту русской природы.
Взаимосвязь русской литературы с историей легко прослеживается в курсе изучения литературы. Проблемный подход позволяет вовлечь учащихся в поиск ответов, овладеть навыками общения, умело аргументировать свою точку зрения и слышать доводы других, взвешивать альтернативные мнения, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации и принимать решения. Этот подход стимулирует активную деятельность в процессе учебного занятия. На уроках изучения творчества А Пушкина, АТвардовского , М Шолохова, Б Полевого и др, анализируя текст, учащиеся получают задания, найти моменты, в которых мужество и героизм становятся чертой характера народа, разбирая поступки героев, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным.
На классных часах, решая повседневные задачи, обращая внимания на уважительное и терпимое отношение к друг другу, умение помочь и поддержать словом и поступком, развивается не только дух коллектива, но и гражданская ответственность за свои поступки. Из опыта скажу, что экскурсии в краеведческий музей для современных школьников без подготовки могут стать провалом. Но предварительная организация работы по сбору информации об истории семьи, составлению карты исторических или литературных мест родного края, с приглашением интересных людей, поможет пробудить искренний интерес к экскурсии. Собирая материал, встречаясь с различными людьми, ребята учатся не только анализировать, отбирать нужное, но и понимать ценность таких слов как земля, семья, родина.
Чтобы процесс совершенствования человека получил положительный итог, а уровень любви к родине постоянно повышался, необходимо время и усилия, продуманная программа и, конечно, желание.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат