Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Особенности временной перспективы старшеклассников с разным статусом профессиональной идентичности. Работа №57583

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Особенности временной перспективы старшеклассников с разным статусом профессиональной идентичности
Работа:

Кодолбенко Е.А.

Научный руководитель: Панич О.Е.

 

ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация: в данной статья представлены результаты изучения особенностей временной перспективы старшеклассников с разным статусом профессиональной идентичности. В исследовании выявлено, что при условии позитивного отношения старшеклассника к своему прошлому, ощущения и восприятия настоящего и его направленности на будущее (то есть временной сбалансированности) его статус профессиональной идентичности будет своевременно формироваться.

Ключевые слова: временная перспектива, профессиональная идентичность, старшеклассники.

Временная перспектива – это смысл жизни человека. Формирование и развитие целостной временной перспективы важно для личностного развития, личностного самоопределения, построения жизненных планов и организации деятельности в настоящем. Данным феноменом занимались К. Левин, Ф. Зимбардо, Дж. Бойд, .М. Савлакова, С.Л. Свешникова и др. Важно учитывать временную перспективу при профессиональном самоопределении старшеклассников.

Интересный и современный взгляд на психологическое время у знаменитого американского социального психолога – Ф. Зимбардо. Временная перспектива – одно из центральных феноменов в научной деятельности ученого. Истоки разработанной стратегии им и Дж. Бойдом берут начало в теории К. Левина [2].

К. Левин впервые поставил вопрос о становлении временной перспективы в онтогенезе. Ученый обозначал, что есть реальные представления субъекта о его ментальном будущем и прошлом, которое представлено в настоящем. В отличие от бихевиористов, К. Левин подчеркивал, что поведение и психическое состояние человека нередко в большей степени зависит от его надежд, опасений и воспоминаний, чем от текущей ситуации «здесь и теперь». Временная перспектива – это измерение временного жизненного мира. Если она ответствует то, тут следует говорить о психологическом поле, следовательно, поведение становиться «полевым» [1].

В своей работе Н.М. Савлакова рассмотрела различные теоретические подходы к изучению временной перспективы личности и пришла к выводу, что она должна рассматриваться как обобщенное видение собственной жизни человека. Важно отметить, что изучение временной перспективы должно включать когнитивный, эмоциональный и регулятивный компоненты [4].

В современные научные источники активно исследуется вопрос взаимосвязи временной перспективы и профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Недбаева К.М. понимает, что временная перспектива обучающихся представляет собой сложное личностное образование, характеризующее отношение к прошлому, настоящему и будущему, которые неразрывно связано с профессиональным самоопределением и выбором жизненного пути [3].

Исследования Свешниковой С.Л. привели к выводу, что подростковый возраст является оптимальным периодом для формирования и развития временной перспективы. В это время молодые люди проявляют больший интерес к построению своей временной перспективы, анализу своих отношений с прошлым и будущим в контексте настоящего. В результате временная перспектива становится активным регулятором поведения и важным фактором социально-психологической адаптации [5].

При изучении различных походов к рассмотрению временной перспективы, можно сделать вывод, что все авторы приходят к ориентаци на будущее как наиболее адаптивной и продуктивной жизни.

В исследовании, направленном на изучение особенностей временной перспективы старшеклассников с разным уровнем профессиональной идентичности принимали участие 80 человек в возрасте от 15 до 17 лет. В качестве диагностического инструментария использовались методика изучения временной перспективы личности Ф.Зимбардо; методика изучения статусов профессиональной идентичности разработана А.А. Азбель; методика «Семантический дифференциал времени» (СДВ) Вассерман Л.И.

Начнем с описания результатов изучения статусов профессиональной идентичности старшеклассников (рис.1).

Рис. 1. Распределение старшеклассников по уровням выраженности статусов профессиональной идентичности (%)

Из рисунка мы видим, что 33% старшеклассников (от общего количества респондентов) имеют выраженность выше среднего уровня и (54 % от общего количества респондентов) имеют среднюю степень выраженности сформированности профессиональной идентичности. Также на картинки мы видим, что 78 % опрошенных в той или иной степени приняли решение о своем профессиональном будущем под влиянием своего окружения. Несмотря на прогресс в выборе своей профессии, чувствуют некоторую неуверенность в профессиональной идентичности (78 %) респондента.

Далее представлены результаты изучения временной перспективы личности (рис. 2).

Рис. 2 Выраженность показателей временной перспективы старшеклассников (ср.б.)

Из рисунка мы видим, что гедонистическое настоящее, будущее и позитивное прошлое имеют максимальные средние баллы. Таким образом можно заключить, что старшеклассники видят именно в будущем реализацию своего потенциала. Это обусловлено тем, что главным новообразованием в мотивационный сфере юношества является выдвежение на первый план мотивов, связанных с жизненными планами, самоопределением.

Рис. 3. Распределение старшеклассников по уровням показателей временной перспективы (%)

Из рисунка можно заключить, что 78 % старшеклассников имеют высокий уровень по восприятию будущего.

Отметим, что гедонистическое настоящее (удовлетворение личных потребностей в текущий период) у 55 % респондентов вызывает неподдельный интерес. Люди с такой ориентацией слабо заботятся о последствиях, импульсивны, спонтанны в поведении.

Также видно, что респонденты в большей мере позитивно относятся к своему прошлому (при этом 31 % учащихся показали свое негативное отношение к событиям прошлого). Здесь важно отметить, что негативное прошлое специально забыть нельзя, а эмоциональность детей юношеского возраста наделяет то или иное негативное событие определенными негативными воспоминаниями. Также показатель фаталистического настоящего находится на высоком уровне у 46 % опрошенных.

Перейдем к результатам изучения восприятия времени старшеклассников (рис.4).

Рис. 4. Выраженность показателей восприятия времени (ср.б.)

Данные таблицы показывают, что средние показатели в восприятии времени по факторам методики «Семантический дифференциал времени» Л. И. Вассермана высоки по настоящему и будущему времени. Высокое значение фактора «Активность времени» относительно настоящего времени показывает высокую активность и стремительности изменчивости настоящего времени для старшеклассников. Высокое значение фактора эмоциональной окраски в существенной мере выражает удовлетворенность старшеклассников настоящим и будущим временем. Высокое значение «Фактор величины» отражает интуитивное представление, где настоящее и будущее время воспринимается длительным, объемным. Высокие положительные баллы «Фактор структуры» в отношении своего будущего показывают, что у испытуемых в среднем имеются определенные и хорошо разработанные планы в отношении будущего или достаточно точные представления о предстоящих событиях и деятельности. Высокий балл по фактору ощущаемости времени отражает степень реальности, близости и открытости старшеклассников в настоящем времени.

Рис. 5. Распределение подростков по уровням восприятия временни (%)

На рисунке видим, что существенно повышенный уровень среднего показателя по методике составил 46 чел. (58 %), 52 чел. (65 %) и 44 чел. (55 %) соответственно. Здесь, по нашему мнению, должна была появиться важная оппозиция: мечты (будущее), память (прошлое), реальность (настоящее), но в юношеском возрасте, когда происходит переход от школьного детства в сферу профессионального обучения, происходит переосмысление прошлого и акцентирование внимания на грядущие перемены, поэтому наблюдаем повышенный уровень среднего показателя примерно у половины респондентов по всем трем временам.

Итогом исследования стал анализ методами математической статистики взаимозависимости между факторами-показателями проведенных методик. Для этой работы по результатам методики изучения статусов профессиональной идентичности было осуществлено разграничение на продуктивные и непродуктивные стратегии.

В результате проведенного исследования нами было получено статистически значимое различие на достоверном уровне значимости p≤0,05 по таким показателям временной перспективы личности как «Гедонистическое настоящее» (p = 0,006; Ср.б.НС =3,05, Ср.б.ПС =2,85) и «Будущее» (p = 0,002; Ср.б.НС =2,72, Ср.б.ПС =3,74).

Таким образом, между статусом профессиональной идентичности и временной перспективой личности старшеклассников имеется значимое различие: у детей с продуктивной стратегией профессиональной идентичности в большей мере наблюдается направленность на будущее, чем у старшеклассников с непродуктивными стратегиями профессиональной идентичности; у детей с продуктивной стратегией профессиональной идентичности в меньшей мере наблюдается направленность на гедонистическое настоящее, чем у старшеклассников с непродуктивными стратегиями профессиональной идентичности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина / Б. В. Зейгарник. -

М. :

Изд-во МГУ, 1981. - 117 с.

].

Зимбардо

, Ф. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь [Текст] / Ф.

Зимбардо

, Дж.

Бойд

. – СПб.: Речь, 2010. – 352 с.

Недбаева

, К.М.

Взаимовязь

временной перспективы и профессионального самоопределения в юношеском возрасте / К.М.

Недбаева

. – Текст: непосредственный// Молодой ученый. – 2017. - № 50 (184). – С. 349-354. –

URL

:

https

://

moluch

.

ru

/

archive

/184/47212/

(дата обращения: 05.11.2022

)

Савлакова

, Н. М. Временная перспектива личности: теоретический анализ проблемы [Текст] /

Савлакова

, Н. М. // Философия и социальные науки: Научный журнал. — 2010. — № 3. — С. 18-24.

Свешникова, С. Л.

Временнáя

перспектива как фактор социально-психологической адаптации подростков: специальность 19.00.05 «Социальная психология»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Свешникова Светлана Леонидовна; Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. — Ярославль, 2019. — 224 c.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×