Лучшие практики ранней профориентации дошкольников в контексте отрасли «Сельское хозяйство».
Сухомлинова Ольга Александровна,
воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 4 «Радуга»
поселка Уразово Валуйского района Белгородской области
В образовательном процессе на уровнях национальной системы образования профориентация рассматривается как одна из функций современного образования, связанная с обеспечением условий для повышения уровня обоснованности осознанного выбора личностью своей будущей профессии и реализации профессиональных планов. Выбор профессии - непростая задача. Чтобы добиться успеха, важно уметь распознавать свои потребности, интересы, способности и ресурсы, знать мир профессий, требования и возможности конкретной профессии, сознательно управлять своим поведением, планировать свою жизнь, иметь направленность на успех.
Знания дошкольников о труде взрослых оказывают значительное влияние на формирование правильного отношения к труду, но оно остается формальным, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции.
Наши дошкольники живут в сельской местности, где большая часть работы взрослых проходит в не поля зрения детей. Дети не видят, как выращивают урожай, откуда берутся хлеб, молоко, яйца и крупы, которые продаются в магазинах. Поэтому необходимо найти пути и формы сближения дошкольников с сельскохозяйственным трудом взрослых, показать им его социальную значимость, характер трудового действия и результаты труда, выявить условия, при которых труд взрослых может наиболее эффективно влиять на формирование образных представлений о нем.
Важной частью приобщения детей к фермерству и другим видам сельскохозяйственной деятельности является создание соответствующей предметно-развивающей среды:
1) подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Сельскохозяйственные профессии», в книжном уголке;
2)создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о сельскохозяйственных профессиях и орудиях труда;
3) подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с сельскохозяйственными профессиями в уголке изобразительной деятельности;
4)подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с сельскохозяйственными профессиями;
5) подбор демонстрационного материала по теме «Сельскохозяйственные профессии»;
6) подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Сельскохозяйственные профессии.
Предполагается, что используемые в работе разнообразные технологии, способствуют развитию у детей интереса к труду взрослых, постепенно расширяясь до интересов к жизни общества и своей будущей профессии.
Одной из наиболее эффективных технологий, на мой взгляд, является технология макетирования.
Технология макетирования позволяет реализовать принципы, утвержденные ФГОС ДО:
- индивидуализации дошкольного образования;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнерства с семьей.
Макеты – модели, представляющие собой уменьшенные целостные объекты, которые направляют воображение ребёнка на события, происходящие внутри этих объектов. Использование игровых макетов в предметно-развивающей среде соответствует принципу интеграции образовательных областей. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в группах детей дошкольного возраста, появляется возможность решать задачу, связанную с развитием у детей сюжето-сложения и свободного выражения их индивидуально – стилевых особенностей в игре.
Макет может быть :
- Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);
- Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);
- Подиумным (на специальных подставках-подиумах);
- Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний – картина.
К макету предъявляется несколько требований.:
- должен быть устойчивым и легко перемещаться с места на место
- -простота в обращении, доступность для свободного выбора и игры;
- эстетически оформлен;
- служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
После изучения технологии макетирования был создан универсальный макет для знакомства детей с профессией фермера. Преимущество универсального макета заключается в универсальном использовании игрушек. Использование мелких игровых материалов способствует комбинированию различных событий. Игра с макетами это более высокая степень развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми. Универсальный игровой макет обладает следующими качествами:
Полифункциональностью. Используются как наглядный, так и игровой материал.
Возможностью применения макета в совместной деятельности. Используется одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициирует совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.
Знакомство с профессией фермера на примере модели животноводческого комплекса расширяет представление детей о разнообразии сельскохозяйственных профессий, знакомит их с различными видами животноводства, развивает любознательность, память, внимание и речь, а также прививает любовь к животным. Данный макет полезен для детей дошкольного возраста в средней и старшей возрастных группах. Он помогает стимулировать интерес детей к предлагаемым видам деятельности и их готовность совместно с педагогом искать пути решения проблемных ситуаций; развивает познавательные способности и элементарные представления о хозяйственной деятельности человека в сельской местности; помогает понять детям важность и необходимость каждой профессии в сельском хозяйстве.
При помощи макета у детей также формируются представления о домашних животных. Они знакомятся с их особенностями, приспособленностью к окружающей среде и умению ухаживать за ними.
Макет изготовлен из бросового материала: основа – пенопласт, постройки сделаны из картона. Для закрепления материалов к основе были использованы: клей, термопистолет.
Надо отметить, что все объекты не закреплены, и дети могут свободно перемещать их в пределах макета.
Методические приемы работы с макетом:
Беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о животных, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры «Кто где живёт», «Кто что ест», «Назови членов семьи» (корова-бык-телёнок, , «Отгадай животное», «Четвёртый лишний», и другие.
Цель игр: систематизировать представления детей о домашних животных; расширить словарный запас детей, воспитать любовь к животным.
Также были выбраны игры, демонстрирующие животноводческую отрасль. Например: «Путешествие на ферму», «Помоги собрать урожай» и др.
Цель: знакомит с отраслями животноводства; формирует представления о сельскохозяйственных профессиях.
Задание :назовите отрасли животноводства и укажите, какую выгоду получают фермеры от каждой отрасли.-Коровы и козы дают фермерам молоко, куры дают фермерам яйца и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что технология макетирования является одной из наиболее эффективных технологий приобщения детей дошкольного возраста к сельскохозяйственному труду.
Литература.
Клевцова М. Н., Ходеева С. Ф. Макетирование в детском саду // Молодой ученый. — 2017. — №36. — С. 86-89.
Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2014. – 52 с.
Киселева, Г.М. Трудовые поручения и их роль в воспитании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г.М. Киселева. – М.
:
Просвещение, 2014. – 208 с.
Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2015. – 64 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат