Статья на тему
«Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации»
Сегодня процесс вхождения ребенка в культуру имеет ряд специфических черт: размываются границы между детством и взрослостью, меняется позиция ребенка по отношению к миру взрослых, взрослый перестает быть уникальным носителем культуры, эффективность традиционных практик воспитания и обучения становится неоднозначной, снижается интенсивность общения ребенка со взрослыми и с другими детьми. Одной из причин, обусловливающих эти изменения, является бурное вхождение цифровых технологий в повседневную жизнь ребенка. Интернет, компьютер, планшет, телефон и другие гаджеты, которыми дошкольник владеет зачастую лучше, чем родители, становятся не просто игрушкой, но и средством социализации.
Под понятием «социализация» в рамках отечественной психологии принято понимать овладение ребенком накопленного обществом опыта взаимодействия в социальной среде.
Цифровая социализация – опосредованный всеми доступными инфокоммуникационными технологиями процесс овладения, присвоения и воспроизводства человеком социального опыта, приобретаемого в онлайн-контекстах и смешанной реальности, и формирующего его цифровую личность, как часть реальной личности.
Сегодня дети иногда опережают взрослых (например, в освоении новых компьютерных и коммуникационных технологий). Сокращается время семейного общения, досуга. Появляются новые виды деятельности, где взрослый не занимает ведущей роли (Эльконин, 1992).
Помимо трансформации общения ребенка с взрослым происходят изменения и во взаимоотношениях детей со сверстниками и другими детьми. Детское сообщество динамично меняется, оставаясь частично скрытым от взрослых. Многие дети используют новые средства (гаджеты) для общения со сверстниками. Коммуникационные технологии становятся популярнее «живого» общения. Сворачивается и обедняется игровая деятельность. Уменьшается количество времени, проводимого ребенком с другими детьми. Компьютер стал для детей не просто помощником и источником информации, а средством получения сенсорных впечатлений, без которого они уже не могут обойтись. Цифровые технологии входят в жизнь ребенка практически с младенческого возраста. Живое общение, игровая и предметная деятельности и просто физическая активность – все это начинает вытесняться взаимодействием с компьютером и его аналогами. И, разумеется, все эти обозначенные тенденции отражаются на особенностях развития современных детей (Смирнова, Соколова, Матушкина и др., 2014). Интернет – это уже привычное для человечества культурное орудие, способствующее порождению других, отличных от традиционных способов деятельности, культурных практик, феноменов, значений и смыслов, которые в сложном взаимодействии с традиционной жизнедеятельностью в офлайн создают особую социальную ситуацию развития и новый образ жизни современного ребенка. Не менее важным представляется изучение влияния на развитие ребенка телевизионного пространства. Таким образом, цифровая социализация сегодня дополняет традиционную социализацию, являясь ее важной частью, а развивающаяся цифровая культура представляет новый этап развития общества, настоятельно требующий новых взглядов и подходов.
Пути выхода из данной ситуации:
Контролировать
родителям
режим
дня
дошкольника.
Статистика говорит о бессистемном и мало контролируемом родителями использовании телевизора, гаджетов и других экранов в столь раннем возрасте.
Общение
через
игру.
Беседа
с
ребёнком с
использованием
красочных
картинок,
выразительной
интонации,
мимики,
жестов.
Чтение
рассказов
или
сказок.
Беседа
(диалог).
Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а также это могут быть беседы по картинкам. Ребёнка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развёрнутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребёнка перехода к монологической речи.
Пересказ.
В процессе работы над пересказом у ребёнка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребёнок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребёнка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.
На сегодняшний день, важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье. Семье ребенка важно, сформировать у малыша чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтобы он смог радостно прожить данный период – детство.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат