Дата публикации:
15.08.2023
Автор:
Сагалакова Татьяна Николаевна
Название работы:
Сказка-колыбель мысли
Работа:
Сказка –колыбель мысли…
Без сказки…..невозможно представить детского мышления и детской речи.
В.А. Сухомлинский.
Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата с детьми- логопатами можно, если наряду с традиционными логопедическими занятиями включать в коррекционную работу комплексные занятия с использованием нестандартных форм и методов проведения. В моей работе таким методом стала - сказка.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Велика роль сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей. Известно, что у детей-логопатов страдает не только речь. Зачастую при обследовании таких детей отмечаются следующие виды недостаточности: мимическая, эмоциональная, моторная, сенсорная, голосовая, психических функций и т.д.
Известно, что ребёнок не может жить без сказок, они развивают творческие способности детей. Педагогическое значение сказок – в их эмоциональном воздействии. Не случайно в последнее время сказки используются педагогами, и психологами, и логопедами как средство обучения. Проблеме изучения сказки в школе стало уделяться большое внимание, появились методические рекомендации. А вот вопрос об обучении сочинению сказки разработан недостаточно.
Я работаю с детьми с ОВЗ. Речевое недоразвитие, слабость мотивации вызывают у них затруднения в общении с окружающими, поэтому целенаправленное воздействие на их речь приводит к развитию навыков более точного выражения мыслей, становлению языковой культуры, развивает интерес к речи вообще.
Для того чтобы научиться сочинять сказки, надо знать, что такое сказка, виды сказок, законы, по которым она живёт. И здесь неоценимую помощь оказали книги В.Я. Проппа Морфология сказки и Дж. Родари Грамматика фантазии. В.Я. Пропп выделяет 31 функцию сказки. Это много для понимания ребёнка с ОВЗ, поэтому для ознакомления были взяты не все функции. Только изучив теорию, мы стали пробовать сочинять.
Приступая к сочинительству сказки, я ставила перед собой и детьми следующие задачи: выяснить, как дети понимают сказку; вооружить их элементарными литературоведческими знаниями; - обучить приёмам сочинительства сказки; развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь;
- способствовать самореализации, развивать творческий потенциал детей; - воспитывать культуру общения, совместного творчества и т.д.
Чем вызван интерес к сочинительству? Прежде всего тем, что в процессе творчества ребята раскрываются совершенно с неожиданной стороны. Это позволяет каждому ребёнку сохранить индивидуальность.
Процесс сочинения сказки длительный. Сначала определяется тема, придумываются события, определяется последовательность этих событий.
Дальше начинается работа с над персонажами. Здесь оттачивается каждое слово, характеризующее героя: его внешность, одежду, речь. Героев надо подвергать испытаниям. И тут выдумкам детей нет конца. И в колодец они проваливались, и в пещере объедались, и с пауками боролись, и от летающей тарелки спасались. А помогали им преодолевать эти трудности: старушка-хохотушка, волшебник – невидимка, мышка-норушка, петух-начальник налоговой полиции и прочие.
Вот несколько примеров волшебного появления героев: Жила-была женщина. У неё не было детей. Она часто сидела у пустой колыбели и плакала. Однажды туда упал солнечный луч и превратился в мальчика с золотыми кудрями.
А так описывали взаимоотношения героев: Они жили в хорошем доме. Они не ругались. Жили дружно и мирно. И никогда не орали на своих детей. Здесь хорошо видно, что ребята переносят в сказку тот уклад жизни и те отношения, в которых они воспитывались.
Наиболее трудным оказалось сочинить сказку по началу и концу. Начало может быть таким: Это случилось ночью. А конец: На кровати лежали грязные кроссовки. Но ребята справились. Приведём сокращенный вариант: Это случилось ночью. Курочка Ряба снесла золотое яйцо. Дед с бабкой с нетерпением ждали утра, чтобы побежать в банк и обменять яйцо на доллары. Затем в супермаркете они купили телевизор Сони, чайник Тефаль. Стали по вечерам пить чай и смотреть сериал. Но однажды случилось несчастье. К ним нагрянула полиция, потому что они не заплатили налоги. Деда схватили и посадили за решетку. Тут деду со страху показалось, что на него стала надвигаться стена. Он закричал и….проснулся, глядь, а курочка Ряба по-прежнему сидит в гнезде, бабка спит на печи, а на кровати почему-то валялись грязные кроссовки.
Наша мечта – поставить спектакль по собственному сценарию. Наблюдения и опыт работы по данному направлению показывают, что дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысли живут в мире сказочных образов, и они ощущают себя создателями этого сказочного мира. Приобретённые же коммуникативные умения помогают им лучше адаптироваться в обществе.
МБОУ Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2
Учитель-логопед: Сагалакова Т.Н.
Скачать работу
Без сказки…..невозможно представить детского мышления и детской речи.
В.А. Сухомлинский.
Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата с детьми- логопатами можно, если наряду с традиционными логопедическими занятиями включать в коррекционную работу комплексные занятия с использованием нестандартных форм и методов проведения. В моей работе таким методом стала - сказка.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Велика роль сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей. Известно, что у детей-логопатов страдает не только речь. Зачастую при обследовании таких детей отмечаются следующие виды недостаточности: мимическая, эмоциональная, моторная, сенсорная, голосовая, психических функций и т.д.
Известно, что ребёнок не может жить без сказок, они развивают творческие способности детей. Педагогическое значение сказок – в их эмоциональном воздействии. Не случайно в последнее время сказки используются педагогами, и психологами, и логопедами как средство обучения. Проблеме изучения сказки в школе стало уделяться большое внимание, появились методические рекомендации. А вот вопрос об обучении сочинению сказки разработан недостаточно.
Я работаю с детьми с ОВЗ. Речевое недоразвитие, слабость мотивации вызывают у них затруднения в общении с окружающими, поэтому целенаправленное воздействие на их речь приводит к развитию навыков более точного выражения мыслей, становлению языковой культуры, развивает интерес к речи вообще.
Для того чтобы научиться сочинять сказки, надо знать, что такое сказка, виды сказок, законы, по которым она живёт. И здесь неоценимую помощь оказали книги В.Я. Проппа Морфология сказки и Дж. Родари Грамматика фантазии. В.Я. Пропп выделяет 31 функцию сказки. Это много для понимания ребёнка с ОВЗ, поэтому для ознакомления были взяты не все функции. Только изучив теорию, мы стали пробовать сочинять.
Приступая к сочинительству сказки, я ставила перед собой и детьми следующие задачи: выяснить, как дети понимают сказку; вооружить их элементарными литературоведческими знаниями; - обучить приёмам сочинительства сказки; развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь;
- способствовать самореализации, развивать творческий потенциал детей; - воспитывать культуру общения, совместного творчества и т.д.
Чем вызван интерес к сочинительству? Прежде всего тем, что в процессе творчества ребята раскрываются совершенно с неожиданной стороны. Это позволяет каждому ребёнку сохранить индивидуальность.
Процесс сочинения сказки длительный. Сначала определяется тема, придумываются события, определяется последовательность этих событий.
Дальше начинается работа с над персонажами. Здесь оттачивается каждое слово, характеризующее героя: его внешность, одежду, речь. Героев надо подвергать испытаниям. И тут выдумкам детей нет конца. И в колодец они проваливались, и в пещере объедались, и с пауками боролись, и от летающей тарелки спасались. А помогали им преодолевать эти трудности: старушка-хохотушка, волшебник – невидимка, мышка-норушка, петух-начальник налоговой полиции и прочие.
Вот несколько примеров волшебного появления героев: Жила-была женщина. У неё не было детей. Она часто сидела у пустой колыбели и плакала. Однажды туда упал солнечный луч и превратился в мальчика с золотыми кудрями.
А так описывали взаимоотношения героев: Они жили в хорошем доме. Они не ругались. Жили дружно и мирно. И никогда не орали на своих детей. Здесь хорошо видно, что ребята переносят в сказку тот уклад жизни и те отношения, в которых они воспитывались.
Наиболее трудным оказалось сочинить сказку по началу и концу. Начало может быть таким: Это случилось ночью. А конец: На кровати лежали грязные кроссовки. Но ребята справились. Приведём сокращенный вариант: Это случилось ночью. Курочка Ряба снесла золотое яйцо. Дед с бабкой с нетерпением ждали утра, чтобы побежать в банк и обменять яйцо на доллары. Затем в супермаркете они купили телевизор Сони, чайник Тефаль. Стали по вечерам пить чай и смотреть сериал. Но однажды случилось несчастье. К ним нагрянула полиция, потому что они не заплатили налоги. Деда схватили и посадили за решетку. Тут деду со страху показалось, что на него стала надвигаться стена. Он закричал и….проснулся, глядь, а курочка Ряба по-прежнему сидит в гнезде, бабка спит на печи, а на кровати почему-то валялись грязные кроссовки.
Наша мечта – поставить спектакль по собственному сценарию. Наблюдения и опыт работы по данному направлению показывают, что дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысли живут в мире сказочных образов, и они ощущают себя создателями этого сказочного мира. Приобретённые же коммуникативные умения помогают им лучше адаптироваться в обществе.
МБОУ Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2
Учитель-логопед: Сагалакова Т.Н.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств