Нравственные ценности будущего человечества
Дошкольный возраст - это время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных. В это время дети приобретают множество необходимых для дальнейшей жизни навыков, получают знания об окружающем мире, а также происходит образование нравственных привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. [3]
В настоящее время общество в России переживает не только экономический кризис, но также и духовный кризис личности, поэтому так необходимо с самых первых лет жизни ребенка прививать ему нравственные ценности, так как дети - это будущее человечества. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении - неотъемлемая часть всестороннего воспитания ребенка. Активно включая детей в аспект нравственного возрождения личности мы спасем всю нацию нашей страны.
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р. г. Москва была создана «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года», где основными приоритетами было развитие высоконравственной личности детей, которые будут разделять российские традиционные духовные ценности, обладать актуальными знаниями и умениями, а также которые в будущем реализуют свой потенциал в условиях современного общества, будучи готовыми к мирному созиданию и защите своей Родины. [1]
Многие могут задаться вопросом: «Почему становление нравственной культуры должно начинаться уже в дошкольном возрасте?» На этот вопрос есть краткий, но очень емкий ответ - дошкольный возраст является фундаментом всей личности ребенка, а в его личности находят выражение следующие процессы: [2]
1. Ребенок учится взаимодействовать со взрослыми;
2. Ребенок перенимает опыт общения с окружающим миром;
3. Ребенок приобщается к морально-нравственным ценностям;
4. Ребенок качественно усложняет все виды своей деятельности.
Таким образом, можно сказать, что дошкольная пора - это первый и наиболее важный этап в становлении морально-нравственной культуры ребенка, которая затем будет развиваться.
Безусловно, любое дошкольное учреждение должно уделять большое внимание процессу развития нравственных характеристик личности ребенка, чтобы поддержать его в постижении культуры, традиций, а также в развитии духовного, психического и физического здоровья. Целостное развитие, посвященное аспекту культуры, морали и нравственности дошкольников, должно содержать в себе следующие задачи: [4]
1. Воспитание в дошкольниках патриотических чувств, которые являются показателем связывания поколений;
2. Воспитание в дошкольниках норм поведения и самодисциплины;
3. Совершенствования у дошкольников художественного вкуса, а также развитие творческого потенциала каждого ребенка;
4. Формирование необходимых художественно-речевых навыков, пополнение активного и пассивного словаря детей;
5. Формирование парадигмы духовно-нравственных качеств.
В каждом дошкольном образовательном учреждении важно создать благоприятную обстановку, в которой будут реализованы основные методы и приемы по развитию духовно-нравственной стороны личности дошкольника. Для этого можно использовать следующие методы и приемы: [1]
1. Использование феномена семейного чтения, а также чтения в дошкольном учреждении для гармоничного формирования личности;
2. Подбирание определенных условий для выявления и поддержки одаренных детей;
3. Внедрение различных форм для включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, общественно полезную, игровую деятельность, грамотно используя потенциал дошкольного образовательного учреждения;
4. Развитие вариативных воспитательных технологий в дошкольном образовательном учреждении, которые будут направлены на формирование индивидуальной картины развития морально-нравственной стороны личности ребенка;
5. Знакомство с лучшими образцами мировой и художественной культуры;
6. Грамотное и разнообразное использование средств ИКТ для воспитания и социализации детей;
7. Содействие популяризации в средствах массовой информации традиционных ценностей общества.
Но нужно отметить, что развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития дошкольников. Главное — создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. [3]
Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести маме; поиграть с новой игрушкой или уступить ее младшему. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму. [2]
Таким образом, можно сделать вывод, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным фундаментом для формирования нравственно-моральных качеств в личности ребенка. Это происходит потому, что в этот период происходит перестройка парадигмы общения между ребенком и окружающим миром, со сверстниками, а также возникает совместная деятельность, способствующая социализации дошкольника. Ребенок начинает пристально наблюдать за характером действий как сверстников, так и своих родителей, у него формируются определенные нравственные установки, касающиеся человеческих отношений и правил поведения. И дошкольное учреждение с определенной стратегией развития нравственно-моральной стороны личности ребенка может помочь стать ему хорошим гражданином, так как именно дети и являются будущим нашей страны.
Список использованной литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р. г. Москва «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
2. Нравственное развитие в дошкольном возрасте. – [Электронный ресурс]. – URL:
https://psyera.ru/2341/nravstvennoe-razvitie-v-doshkolnom-vozraste
3. Нравственное развитие ребенка. – [Электронный ресурс]. – URL:
http://doshkolnuk.com/nravstvennoe-razvitie-3
4. Ситникова О. С. Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 633-634.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат