Scientific Cooperation Center "Interactive plus"
Крамарева Анна Викторовна, учитель
МБУ ДО «Дом детского творчества» г. Бирюч, Белгородская область
«Формирование художественной культуры у учащихся на занятиях изобразительного искусства в ДОП образовании»
Аннотация: в статье рассмотрены средства формирования художественной культуры, развития художественно-творческих способностей и приобщение к мировым художественным ценностям. Рассмотренные методы направлены на формирование любови к искусству на уроках изобразительного искусства.
Ключевые слова: художественная культура, изобразительное искусство, духовно-нравственное воспитание, образование.
В современной системе образования достаточную популярность приобрели такие новые типы учебных учреждений, как Дома творчества, Центры эстетического развития, Центры образования и воспитания, в которых учителя имеют право воспользоваться программами для бедующей своей работы. При посещении центров развития и других учреждений, направленных на художественноэстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся, не часто можно встретить примеры бережного отношения к культурным ценностям. Это говорит о том, что в обществе существует проблема низкого уровня художественной культуры у подрастающего поколения. В связи с этим урокам изобразительного искусства в общеобразовательной школе уделяется особое внимание, а формирование художественной культуры у школьников становится актуальной проблемой современного образования.
У каждого из нас живет в сердце светлое и нежное чувство любви к тому милому уголку земли, где ты родился и вырос. Любовь к Родине, стремление сберечь, украсить и защитить. Уроки изобразительного искусства играют исключительно важную роль в формировании экологической культуры школьников,
1 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
это связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм. Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы.
Искусство является центральным элементом в художественной культуре. Обучение детей изобразительному творчеству, знакомство с художественными произведениями и воспитание бережного отношения к наследию предков, сохранению традиций являются для учащихся составными частями овладения художественной культурой. Для формирования художественной культуры детей очень эффективно использовать рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование, лепку, беседы по искусству на уроках изобразительного искусства, а также посещение музеев и выставок, домашнюю работу, копирование художественных произведений.
Формирование общей культуры учащихся происходит на уроках изобразительного искусства. Искусство приобщает нас к огромному духовному опыту человечества, сконцентрированному в нем. Искусство вводит человека в важнейший, уже накопленный и разрабатываемый дальше опыт человеческих чувств и отношений. Это тот опыт, ради которого искусство и существует, он выражает отношение к природе, труду, любви и дружбе, детям, родителям, Родине. Добро, пользу он позволяет оценивать как прекрасное, нарушение – как безобразное.
Уроки изобразительного искусства ориентированы на формирование общей культуры учащихся, развитие духовно-нравственного аспекта. Именно на уроках изобразительного искусства ученик стремится понять свое место в обществе. Во время бесед об искусстве, дети проявляют большую активность, учатся сравнивать, анализировать. Ребенок старается выразить свою точку зрения, свое мироощущение и видение жизни. Естественно, что, формируя общую культуру школьника, мы создаем будущее нашей страны.
2 https://interactive-plus.ru
Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
Scientific Cooperation Center "Interactive plus"
Культурно-историческая модель формирования художественной культуры обуславливается способностью искусства фиксировать изменения в культуре мышления, культуре чувств, культуре общения людей. Наследие мировой культуры формирует образ личности. В процессе развития искусства формируется такой компонент художественной культуры личности, как художественная потребность. Данная модель формирования художественной культуры в личностном контексте предполагает современное развитие на художественных идеях и произведениях пошлых поколений.
Таким образом, недооценка искусства, как важнейшего средства воспитания, приводит к дефектам интеллектуального, нравственного и идеологического развития личности. Именно на уроках изобразительного искусства возможно формировать общую культуру школьника. Атмосфера искусства, царящая на уроках, в значительной степени является условием нравственного воспитания. Знание лучших произведений искусства, помогает приобретению собственных творческих навыков, развивает духовно, помогает оформиться художественным впечатлениям, воспитывает эстетический вкус.
Список литературы
Афасижев
М.Н. Эстетические потребности человека / М.Н.
Афасижев
. – М.: Знание, 1979. – 63 с.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учеб. / В.С. Кузин.
– М.:
Агар
, 1998. – 336 с.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студентов
худож
. граф.
пед
. ин-
тов
/ Н.Н. Ростовцев. – 3-е изд., доп. и
перераб
. – М.: АГРАР, 2000. – 256 с.
Гущина Т.А. Формирование общей
культуры школьников на уроках изобразительного искусства / Т.А. Гущина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2016/02/05/formirovanie-obshchey-kulturyshkolnikov-na-urokah-izobrazitelnogo (дата обращения: 06.11.2020
).
3 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат