Ермакова Н.А.
Практическая направленность уроков географии
МОУ СОШ №3 (г. Петровск, Саратовская обл.)
Современное школьное географическое образование всё больше приобретает практическую направленность. Формируемые географические знания становятся более действенными, способствуют созданию у школьников «фундамента» опыта исследовательской деятельности для выполнения самостоятельных работ творческого характера, самостоятельного поиска новых знаний и овладения новыми умениями.
Современному человеку при оценке жизненных ситуаций требуются навыки анализа, синтеза, выявления причинно-следственных связей, прогнозирования. Эти же умения лежат в основе научно-исследовательской деятельности.
На уроках географии обучающиеся знакомятся с процессом работы над рефератом, исследовательской работой, проектом и могут выбрать различные формы деятельности: индивидуальную, групповую, фронтальную. Занятия построены по типу практикумов, тренингов, дискуссий и ориентированы на собственные исследовательские работы учащихся.
При выполнении исследовательских работ ребята самостоятельно определяют предмет исследования, гипотезу, цели, задачи, методы работы. Во время тренингов отрабатываются навыки публичных выступлений. Участие в дискуссиях помогает учащимся определиться в правильности или ошибочности выдвигаемых предположений. Цель таких уроков заключается в создании условий для повышения мотивации учащихся к выполнению исследовательской работы и подготовке устных выступлений.
Урок-практикум превращает обучение в особый исследовательский процесс, в результате которого наиболее эффективно формируется интеллектуальная культура школьника, в которой можно выделить следующие составные части:
Культура самоорганизации;
Информационная культура;
Исследовательская культура.
Урок-практикум построен главным образом на применении картографического и статистического методов обучения. На основе статистического метода обучающиеся создают графики, диаграммы, переводят язык цифр в словесную форму. Картографический метод позволяет основной учебный материал перевести на язык карты. В результате обучающиеся получают картографическое изображение основного материала, который предстаёт перед ними кратко, наглядно, в логической структуре.
Развитие названных умений происходит через частично-поисковый и исследовательский методы обучения. Они развивают продуктивную творческую деятельность. Исходя из этого, на первый план выходят следующие функции урока-практикума:
Значительно повышается уровень са
мостоятельной исследовательской
деятельности;
Школьники планируют учебные цели и ход работы;
Преобладает групповая форма организации исследовательской деятельности;
Творческое применение знаний;
Учитель выступает в роли организатора и консультанта.
Отсюда исходит незаменимая роль урока-практикума в развитии наблюдательности, аналитико-синтетического мышления, конкретизации теоретических знаний и способов деятельности, умения абстрагировать и обобщать. В конечном итоге на уроке осуществляется комплексный подход к изучению материала на основе развития предметных и обще учебных умений.
Опыт применения исследовательских заданий показал, что школьники успешно усваивают материал, познают характер причинно-следственных связей, а, следовательно, овладевают умениями применять географические знания в реальной жизни длярешения практических задач, связанных, прежде всего с актуальными проблемами своего района, региона, страны.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат