Исследования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Уварова Наталья Владимировна, воспитатель
Лихачёва Людмила Николаевна, воспитатель
МБДОУ «Пятницкий детский сад «Семицветик» Волоконовского района, Белгородской области
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Истоки воображения и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Исследование особенностей восприятия детьми изобразительного искусства показало, что у детей уже в дошкольном возрасте проявляется интерес к различным видам и жанрам искусства, увлеченность рисованием, лепкой, аппликацией, развиваются познавательные потребности (как структурный компонент творческого потенциала ребенка). Ребенок учится всматриваться в образ картины, скульптуры, находить и различать способы изображения.
В процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем: общественных явлениях, природе и т.д.
Восприятие художественного образа в картине, графике, скульптуре способствует уточнению многих понятий, специфических для изобразительного искусства. Их знание делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, так как ребенок различает выразительные средства каждого вида изобразительного искусства.
В художественной деятельности, которая включает в себя изобразительную, декоративную и конструктивную, дети ощущают себя непосредственными творцами и получают результат своего труда «здесь и сейчас». Ребенок имеет возможность самостоятельно идти от собственной мысли к ситуации, от собственного замысла к его реализации, а значит, занимать определенные позиции и накапливать субъективный опыт. Организация исследований в ходе художественной деятельности дошкольников помогает решить эту задачу.
Чтобы развить интерес к исследованиям и творчеству у детей, нужно в первую очередь создать определенные условия для реализации детских идей:
• расширять знания о свойствах художественных материалов;
• давать возможность исследовать и экспериментировать с ними;
• самостоятельно осваивать новые средства и способы действий;
• создавать ситуации маленьких открытий;
• создавать пространство для исследований и атмосферу свободы выбора художественных материалов.
Образовательная деятельность строится таким образом, что дошкольники осваивают не только художественные средства и способы, но и исследовательские: наблюдение, сравнение, сопоставление, умение строить логические связи, умение задавать вопросы.
Какие исследования можно проводить с детьми в художественной деятельности?
Это исследование свойств разных художественных материалов, исследование на основе сравнения двух материалов, через экспериментирование — к способам действий, к использованию изобразительных возможностей материала для реализации собственного замысла, наблюдения с помощью обследования.
Исследовательская деятельность тесно связана с проектной деятельностью.
Старший дошкольник - это ребенок с более устойчивым вниманием,
наблюдательностью, способностям к началу анализа, синтеза, самооценке, а так же стремлением к совместной деятельности.
Реализуя идею проекта в художественной деятельности, дети могут использовать разнообразные материалы и техники. Идеи такого проекта требуют раскрытия замысла и характера образов. Дети решают практическую задачу, для которых не хватает определенных знаний.
Вместе с детьми и родителями разрабатывали проекты, в основе которых лежали проблемы, для решения которых необходимо было применить исследовательский поиск.
В нашем дошкольном учреждении создание продукта детского исследования происходит чаще в ходе деятельности, и результат проекта — это поделка или макет, который впоследствии дети используют для игры.
В работе над проектом «Реки России» детьми был создан рельеф рек в технике папье-маше. Возникла необходимость выполнить макет в цвете. Дети предложили варианты: синий, серый, зеленый цвета. Возникла необходимость провести исследование и сравнить, как изображают реки художники и как видят их фотографы. В ходе таких наблюдений дети самостоятельно пришли к выводу, что художники используют достаточно широкую цветовую гамму в изображении рек. Тогда начался эксперимент с красками. Выяснилось, что если смешать более трех красок, то получится некрасивый, грязный цвет. В результате, смешивая краски, дети получили широкую палитру цветов и оттенков для росписи макета.
Исследовательская деятельность в детском саду позволяет научить детей получать новые знания не в готовом виде, а через собственный творческий поиск.
Таким образом, создавая условия для целенаправленных наблюдений, сравнений, умений выделить главное, мы подводим дошкольников к собственным выводам и умозаключениям.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат