Развитие колористических навыков, формируемых в процессе обучения в основной школе
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал, что источник талантов и способностей детей у них на кончиках пальцев.
Обучение колористике включает в себя приобретение навыков в области цвета, которые включают в себя: знания в области теории цвета; живописная грамота; знание колористических концепций и умение их реализовать; колористические навыки, необходимые для развития таких навыков, как восприятие и ощущение цвета, представление цвета, колористическое мышление и визуализация цветов, эмоциональная реакция на цвета, опыт и восприятие цвета, технические характеристики выбранных красочных материалов и цветопередача.
Известные художники, такие как Леонардо да Винчи, Делакруа, Энгр, Н.П. Крымов К.Ф. Юон, Б.В. Йохансон, А.М. Герасимов, П.Д. Корин Г.К. Савицкий интенсивно занимались вопросами закономерностей изображения объектов реальности, способами передачи богатства цвета окружающей действительности с помощью художественных материалов [1, с. 65].
Методологические аспекты восприятия цвета и цветопередачи в школе и в вузах можно найти в работах В.Г. Проблема, Н.Н. Волкова В.С. Кузина Е.В. Шорохова, А.А. Унковский, А.П. Яшухина, С.П. Ломова, С.Е. Игнатьев, А.И. Васильев, Н.Я. Маслова [2, с. 103].
Колористические возможности в изобразительном искусстве рассматриваются как возможности обладания различными цветами. Специфику художественного тона составляет цветовой образ как модель отображения цветового богатства и метод колористического переустройства окружающей среды, объект познания окружающего мира. В наше время учение о цвете исполняется учебными дисциплинами, сопряженными с решением цветовых целей и задач.
Оно может возникнуть только в творческом сознании художника, работая над творением. Колористическое видение определяется замыслом и служит его выражению. Основой колористического видения является цветовое видение. Так же как органы чувств, оно заложено в человека от природы. Оно может быть обостренно развито или неразвито совсем. «Следовательно, развитое, обостренное доминирующее среди других форм видения – цветовое видение является основой для формирования развития живописного и колористического видения»
Для разработки методических материалов и установления особенностей формирования колористических возможностей обучающихся следует проанализировать определённые нюансы теории деятельности, возможности творческого формирования колористической деятельности. Исследование специалистов по психологии выявили, что психологическое формирования ребенка совершается в работе, личность стала рассматриваться как субъект психологической деятельности. Учеными установлена взаимосвязь формирования от обучения.
Непосредственно в школе, в ходе учебной деятельности развитие возможностей у обучающихся обретает целеустремленный и целенаправленный интенсивный характер, а динамичность развития способностей учеников обуславливается направленностью преподавания и обучения. Таким образом, педагогически сформированная деятельность считается базовой, средством и обстоятельством его психологического формирования, а формирование способностей находится в зависимости от содержания образования и качества преподавания [3, с. 88].
Важность цветовой гармонии в живописи подчеркивает Л.Г. Медведев, который объясняет, что «именно цветовая гармония может передавать тончайшие нюансы мироощущения художника, его эмоциональное отношение к изображаемому» [4, с. 37].
Развитие науки о цвете и теории искусства приводит к более глубокому анализу лейтмотива живописи «колорит». Он рассматривается как система оттенков, чьи комбинации и отношения в художественном произведении образуют эстетическое единство [5, с. 266].
Психологи выявили взаимосвязь между навыками и способностями, которая проявляется в том, что способности формируются и развиваются посредством усвоения навыков, а также в простоте и скорости овладения навыками и способностями (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов). По мнению авторов, «для развития способностей человека требуется усвоение, а затем творческое применение знаний, навыков и умений, выработанных в ходе общественно-исторической практики» [2, с. 170].
По мнению большинства художников-педагогов, специалистов по теории искусства (В.В. Визер, Александр Пучков, Е.В. Шорохов и др.) колористические навыки в учебном процессе основаны на знании цветовой живописи, знание грамоты живописного изображения. Дети должны научиться распознавать богатство цветов и разнообразие цветовых оттенков, координировать цвета, дифференцировать и передавать цветовые оттенки в соответствии с их яркостью, насыщенностью и оттенком. Об этом К.Ф. Юон отметил: «Картина, которая не дышит каждым цветом с тысячами оттенков, которые обогащают ее, является мертвой картиной» [2, с. 63].
Чтобы определить условия для развития колористических способностей, необходимо учитывать особенности формирования компетенций и развития способностей учеников в процессе визуальной колористической деятельности. На сенсорном уровне у подростков повышается цветовая чувствительность. В возрасте 11 лет учащиеся могут различать цвета с абсолютной точностью и точно воспроизводить цвет предмета. Тонкость различия цвета за период от 6 до 14 лет увеличивается почти вдвое. Разница в яркости увеличивается в 2,5 раза за период от 6 до 16 лет. Колористическая деятельность включает в себя как визуально-образное, так и абстрактно-теоретическое мышление.
Особенностью художественного мышления благодаря активному участию в творческом процессе зрительных образов памяти и воображения является ассоциативность.
В колористической подготовке развитие воображения как процесса создания нового образа в форме является основой для развития колористических способностей как своего рода творческих способностей. Внутренняя привлекательность для творческого воплощения является отличительной чертой подростка. Развитие колористических навыков требует эмоциональной реакции на цвета, которая помогает детям развивать выразительные цветовые решения. Для развития эмоциональной цветовой чувствительности важно изучение и анализ картин. Учитель должен помочь учащемуся понять, что определенный цвет вызывает определенный диапазон эмоций, а цвет отличается преобладающим эмоциональным тоном [18].
Концепция задач и упражнений для учащихся с первого по четвёртый год обучения изобразительному искусству сформирована градационным усложнением колористических задач и содержит раздельное усвоение последующих колористических понятий: «цветовой спектр», «базовые цвета», «составные цвета», «тёплые цвета», «холодные цвета», «хроматические цвета», «ахроматические цвета», «основные характеристики цвета», «цветовая гамма и ее виды», «контраст и его виды» «декоративность», «цветовая гармония ее виды», «виды освещения», «колорит его виды», «психология и символика цвета».
Исследование абстрактных определений и их фактическое исследование дает возможность обучающимся приобрести умения практического использования цвета как ресурса формулировки воплощения своего видения, формирования художественного образа на основе ассоциации.
Представим этапы исполнения задач и упражнений на примере определения цветовой гармонии. На первоначальной репродуктивно – ориентирующей стадии обучающиеся осваивают теоретические данные о представлении определений границы цветов и создают их в цветовой шкале.
Вторая стадия освоения – отработки может помочь реализовать изученное представление в формальной или ассоциативной композиции.
Обучающиеся исследуют итоги, соотносят их с установленными целями, сопоставляют, дают оценку, обобщают, предоставляют название согласно ассоциациям цветовых оттенков и внешней композиции.
В базе технологии формирования колористических возможностей, обучающихся выработана образовательная программа «Основы изобразительно искусства» для обучающихся с десятилетнего до шестнадцатилетнего возраста. Данная программа рассчитана на четыре года обучения. Общеобразовательная программа построена по определенным принципам: единство, системность, гуманизация, деятельностный подход, наглядность, целостность практики с теорией, доступность изложения использованного материала, систематичности и результативности.
Список литературы
Боровкова
, Т.И. Мониторинг развития системы образования / Т.И.
Боровкова
. – В.: ДВУ, 2004 – 150 с.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 705
с
.
Семенова, М.А. Роль цвета в композиционном решении живописного произведения [Текст] / М.А. Семенова // Цвет в композиции. Вопросы теории и практики сборник научных трудов. – М., 2017. –С. 87-97.
Штаничева
, Н.С. Живопись: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] /
Штаничева
Н.С., Денисенко В.И. – Москва: Академический Проект, 2016. – 304
c
. URL: http://www.iprbookshop.ru/60022.html(дата обращения: 19.01.2021).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат