УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ С УЧЕНИКАМИ, ОСВАИВАЮЩИМИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Чиркова Юлия Александровна, педагог-организатор;
Станкевич Алевтина Владимировна, методист;
Кравцова Светлана Алексеевна, методист;
Косталанова Наталия Владимировна, методист
МБУ ДО «ЦТТ и ПО»
Мамонов Евгений Алексеевич, преподаватель
ОГАПОУ «СИТТ»
Одна из основных целей педагогики – это формирование всесторонне развитой личности в процессе педагогического взаимодействия, которое возможно только при условии, что взрослый человек является наставником. Педагогическое взаимодействие не должно носить характер авторитарности. Оно должно быть построено на основополагающем принципе равенства отношений.
В педагогической деятельности общение является социально-психологическим средством решения учебных, воспитательных задач, а также способом организации взаимоотношений педагогов с обучающимися, который способен обеспечить успешность в профессиональном обучении. Соответственно, эффективность профессионального обучения следует рассматривать не только с дидактических и методических позиций, но и через общение педагогических работников со своими учениками.
Под педагогическим общением принято понимать профессиональное общение педагога с учащимися во время занятий, а также за пределами образовательного учреждения, при этом оно всегда имеет определенные педагогические функции и направлено на психологическую оптимизацию учебно-воспитательной деятельности и отношений между педагогом и учениками.
В работе современных образовательных учреждений большое значение имеет проблема эффективности педагогического общения. Этой проблеме посвящены труды многих психологов и педагогов, которые активно изучают данную проблему.
Современными педагогами неоднократно подчеркивалась роль правильного педагогического взаимодействия в процессе обучения. Известный знаток обучения ДЖ. Бруннер отмечал, что в зависимости от условий взаимодействия педагога и ученика перестраивается сам процесс обучения. Это сходно с идеей Л.С. Выготского о том, что ученик всегда может добиться больших успехов в решении более трудных задач только в сотрудничестве, с чьей-то помощью, нежели самостоятельно. Педагогическое взаимодействие способствует созданию гармонии, взаимного удовлетворения. Оно является залогом достижения успехов в деятельности, как педагога, так и обучающегося.
Большим мастером взаимодействия с воспитанниками был А.С. Макаренко, который своим многолетним работы смог доказать, что столь более воспитывающими становятся взаимоотношения педагогов и учащихся, сколь более содержательна и целесообразна деятельность воспитанников. Он отметил, что неправильное взаимодействие педагогов с обучающимися способно превратить обучение в ненавистное, мучительное, насильственное занятие, вызвать негативное отношение ко всему, что связано с педагогом, образовательным учреждением и самим процессом учения. Как отмечал великий педагог практик, такие взаимоотношения принимают много разновидностей: подавление личности учащихся, неприязнь, противодействие.
А.С. Макаренко четко определил норму таких взаимоотношений: как можно больше требовательности к личности учащихся и как можно больше уважения к ней.
Современный педагог должен знать, что любые его требования, которые он предъявляет к своим ученикам, должны выражать доверие к их возможностям и к ним. Еще один важный постулат необходимо усвоить педагогам: А.С. Макаренко смотрел с оптимизмом на каждого воспитанника, проектировал в нем самое лучшее, более сильное, интересное, учил видеть в каждом индивидуальность.
В.А. Сухомлинский продолжил, в своих работах, дальнейшее развитие гуманистических идей Макаренко А.С. В них он раскрыл все актуальные и сегодня вопросы педагогического взаимоотношения и педагогической деятельности. Это вопросы об особенности труда педагога, его педагогической и коммуникативной культуре, взаимоотношениях педагога со своими подопечными, а также микроклимат в педагогическом коллективе.
Для современных педагогов важным является наказ Василия Александровича о том, что педагог должен быть и старшим товарищем, и наставником, пробуждающим в воспитанниках эмоциональное отношение к самому себе, к проявлению благородных чувств, к нравственным привычкам. При этом он особо подчеркивал, что ни один день учения не должен оставаться без успеха, без результата.
Таким образом, общение между педагогом и учеником — одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость человечества. Современный подход к обучению в образовательных учреждениях реализующих программы профессионального обучения характеризуется диалоговыми формами, необходимыми для сотрудничества.
Важным показателем эффективности работы педагога это отношение учащихся к своему наставнику. Именно это в итоге отражает их отношение к самому процессу обучения, к профессиональной подготовке. Педагоги-новаторы используют общение в качестве мощного средства, повышающего успеваемость и являющегося источником формирования полноценной и уникальной личности ученика.
Литература
Бодалев
А. А. Психология общения [Текст] / А.А.
Бодалев
. – М.
:
Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж : НПО «
Модэк
», 1996. – 213
с
.
Кан-Калик
В. А. Учителю о педагогическом общении [Текст]
:
кн. для учителя / В. А.
Кан-Калик
. – М.
:
Просвещение, 1987. – 290 с.
Леонтьев А. А. Педагогическое общение [Текст] / А. А. Леонтьев; под ред. М. К.
Кабардова
. – 2-е изд.,
перераб
. и доп. – М.
:
Нальчик, 1996. – 367 с.
Макаренко А. С. Собрание сочинений [Текст] / А. С. Макаренко. – М.
:
Педагогика. – Т.4. – 360 с.
Реан
А. А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А. А.
Реан
, Я. Л.
Коломинский
. – СПб., 2006. – 297
с
.
Столяренко Л. Д. Педагогическое общение [Текст] // Л. Д. Столяренко Педагогическая психология для студентов вузов. – Ростов
н
/Д.
:
«Феникс», 2004. – 238-247.
Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива [Текст] / В.А. Сухомлинский // Избранные
пед
. соч.
:
в 3-х т. – М., 1981. – Т 3. – С. 5.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат