Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Опыт использования технологических приемов управления в работе детского объединения системы дополнительного образования . Работа №57975

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Опыт использования технологических приемов управления в работе детского объединения системы дополнительного образования
Работа:

Е.В. Махнёва

 

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ УПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В современной России актуальность повышения эффективности дополнительного образования сложно переоценить. Вековой опыт внешкольного воспитания имеет глубокие традиции, системные знания и технологии, позволяющие обеспечивать самореализацию и развитие талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности. Двадцатипятилетний опыт работы автора в должности педагога дополнительного образования – руководителя детского хореографического объединения «Каприз» показал, что в современных условиях для повышения качества работы необходимо знание и использование не только педагогических, социально-культурных и психологических технологий. Важная роль принадлежит отношению к руководству детским объединением как к управленческой системе и управленческому процессу, и соответственно, использованию современных принципов, форм, методов и технологических приёмов управления, обеспечивающих эффективность этой работы.

В системе дополнительного образования детское объединение является основным структурным звеном, под которым понимают группу детей и педагогов, которые добровольно объединены общими целями и интересами, устойчивыми личными контактами, а также потребностью в общении и совместной деятельности. Детские объединения, как правило, объединяют обучающихся по одной образовательной программе, имеющей свои цели и задачи. Однако, в целом, детское объединение реализует ряд функций. Среди которых: развивающая, обеспечивающая духовное и нравственное становление личности ребенка, развитие его потенциала, способностей, социального и художественного творчества; коммуникативная, формирующая навыки конструктивного взаимодействия, эффективной совместной деятельности педагога и обучающихся; гностическая, позволяющая развивать самосознание, самопознание, самооценку и саморегуляцию поведения, стремление к личному росту, самовыражению, умение адекватно оценивать и анализировать свою и общую деятельность; проектная функция, связанная с необходимостью планировать совместную деятельность в соответствии с целями; компенсаторная, создающая условия для реализации интересов, потребностей, актуализации возможностей обучающихся, которые не востребованы в других коллективах, устранения дефицита в общении, участии и соучастии и др.

Реализация этих функций – длительный, сложный и системный процесс. Учитывая тот факт, что львиная доля работы детского объединения принадлежит единолично руководителю, то важным фактором является наличие у педагога управленческого подхода к организации его работы.

Как правило, работой детского объединения руководит педагог дополнительного образования. В нашем случае, руководитель детского объединения – хореографического коллектива, это больше чем педагог дополнительного образования, который помимо реализации целей и задач дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, осуществляет руководство детским объединением как менеджер, реализуя основные функции управления: организация, планирование, мотивация и контроль.

Организация. Под организацией мы понимаем комплекс действий по формированию, сохранению, развитию, ранжированию, объединению и координации ресурсов объединения. Непосредственно в нашем коллективе организация подразумевает несколько направлений:

создание, развитие и

обеспечение функционирования материально-технической базы

коллектива (разработка

,

пошив

и обновление

костюмов, подбор реквизита, аудиовизуальное сопровождение номеров

и др.)

;

работу с родителями

,

которая включает в себя обеспечение их участия в жизни коллектива посредством комплекса совместных социально-значимых и культурно-досуговых мероприятий (акции, открытые занятия, концерты

, праздничные мероприятия, сопровождение выезда на конкурсы, фестивали и многое другое);

работа непосредственно с коллективом обучающихся (набор, организация учебного процесса, создание морально-психологического климата в коллективе и пр.);

PR

деятельность,

обеспечивающая

формирование и поддержку позитивного имиджа

детского объединения (выступления на социально-значимых мероприятиях,

регулярное

участие к акциях, проектах и

программах

для разной аудитории на различных уровнях, активность коллектива в социальных сетях и т.д.);

художественно-педагогический и творческий процесс

который

включает в себя

весь комплекс мероприятий от замысла постановки до завершенного номера или

концертно

й

программы (замысел, подбор музыки, постановка, репетиционный процесс и т.д.);

особое место в процессе организации отводится

координации действий отдельных элементов

детского объединения как

управляемой

системы

и

достижени

ю

их взаимодействия

(

обучающиеся

, педагог,

хореограф, балетмейстер,

родительский комитет

,

звукорежиссер, репетитор, концертмейстер, костюмер, и др.)

.

Планирование. Планирование работы детского объединения – хореографического коллектива представляет собой структурированный документ, включающий в себя комплекс мер по достижению целей и задач деятельности объединения в определенный промежуток времени. Так, основной вид плановой деятельности руководителя – это годовое планирование, которое включает в себя: календарно – тематическое планирование реализации образовательной программы, планирование воспитательной деятельности и планирование репертуарное. В нашем коллективе такая работа проводилась на протяжении многих лет, поэтому с целью оптимизации процесса планирования и отчетности отдельные формы были унифицированы. Например, разработаны основные направления воспитательной работы, которые корректируются в зависимости от изменений законодательства, социально-культурной ситуации и пр., а также дополняются новыми мероприятиями либо изменяются формы, методы и средства мероприятий. Для облегчения процесса планирования и отчетности разработаны чек-листы по всем направлениям работы (организационная работа, учебный процесс, работа с родителями, воспитательная работа и пр.). В последнее время, когда значительно возросло количество коммерческих хореографических коллективов, студий, кружков и прочих возникла необходимость стратегического планирования деятельности объединения, основанного на более глубоком анализе работы, определении среднесрочных и долгосрочных целей, задач и перспектив. В частности, сейчас мы имеем довольно полную картину внешней и внутренней среды детского объединения, его сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, а также результаты оценки большинства факторов влияния на работу объединения с помощью SWOT и PEST анализа. С одной стороны, это довольно трудоёмкий процесс, но в перспективе он позволит значительно сократить время планирования и оптимизировать работу объединения в целом.

Мотивация. В настоящее время в коллективе сложилась система мотивации и стимулирования обучающихся и родителей, основанная на побуждении к деятельности, достижению целей, самосовершенствованию и саморазвитию. В качестве примера можно привести комплекс мер, поощряющих эти процессы. Среди них: ведение дневника самооценки, награждение активных родителей и обучающихся за личные достижения, система наставничества старших обучающихся над младшими, знаки отличия и прочее. Конечно, главным мотивом являются коллективные победы и достижения, а также признание заслуг коллектива на различных уровнях и осознание себя значимой частью этого процесса.

Контроль. Основными функциями контроля в работе руководителя детского объединения можно назвать: определение фактического состояния объекта управления в конкретный момент времени, в частности, это выполнение плановых показателей и критериев эффективности вида деятельности; прогнозирование состояния объекта управления на заданный будущий период времени на основе данных полученных в результате контрольных мероприятий;

определение причин выявленных отклонений объекта управления от заданных параметров. Естественно, что основной частью контроля руководителя детского объединения является педагогический контроль, который включает в себя аттестацию уровня освоения обучающимися образовательной программы. Однако в основе итогов аттестации также лежит комплекс причин, определяющих полученные результаты, особенно это касается того, когда резкое их снижение или повышение не является единичным явлением. В этом случае мы используем эти результаты в качестве прогнозного обоснования для принятие определенных мер или нововведений, которые позволяют закрепить или изменить ситуацию. Например, проведение открытого аттестационного занятия, где результаты оценивали и педагог, и обучающиеся (сам себя и своего партнёра), и родители позволило значительно повысить уровень критического восприятия своей работы обучающимися и повысить их мотивацию к самосовершенствованию.

Регулярная работа по совершенствованию процесса управления детским объединением позволяет констатировать, что современные технологии управления, в большинстве своём базируются на повышении эффективности деятельности, оптимизации использования ресурсов и повышения результативности. Экстраполируя технологии управления в целом на управление детским объединением, автор выделил некоторые технологические приёмы, использование которых значительно повышает качество управления, среди них: непрерывное совершенствование работы; регулярная корректировка работы в соответствии с меняющимися условиями; сравнение собственной модели управления с аналогичными (своего рода бенчмаркинг); регулярный анализ удовлетворенности обучающихся и их родителей посредством разработки опросных листов и их обработки при помощи педагога-психолога и мониторинга отзывов в соцсетях и пр. Отдельной строкой следует отметить, что такой технологический приём управления как четкое определение критериев и показателей эффективности работы позволяет практически всегда иметь объективные данные результатов работы. В своей работе мы определили их следующим образом: ценностный – соответствие результатов нашей работы ценностям, т.е какую ценность (значимость, важность) несет работа объединения обучающимся, родителям, зрителям, жителям города и пр.; целевой – соответствие поставленным целям и задачам; прагматический – соответствие результата затратам, в том числе материальным, финансовым, человеческим и пр.

Работа руководителя детского объединения, построенная на использовании технологических приёмов классического управления, имеет свои результаты. Анализ работы детского объединения «Каприз» показал, что благодаря именно такому подходу наш коллектив является многократным победителем международных, всероссийских, региональных фестивалей и конкурсов хореографического искусства. Это один из немногих, если не единственный четырёхкратный лауреат премии «Гордость Вятки». За высокий художественный уровень и исполнительское мастерство, активную работу по художественному воспитанию детей и юношества коллектив уже более десяти лет носит почетное звание «Образцовый детский коллектив Кировской области».

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×