ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Чиркова Юлия Александровна, педагог-организатор;
Станкевич Алевтина Владимировна, методист;
Кравцова Светлана Алексеевна, методист;
Косталанова Наталия Владимировна, методист
МБУ ДО «ЦТТ и ПО»
Мамонов Евгений Алексеевич, преподаватель
ОГАПОУ «СИТТ»
Исследование вопроса о гражданском воспитании в учреждениях дополнительного образования показало, что воспитание гражданственности и патриотизма не является для них приоритетным направлением.
Гражданское воспитание – это такое воспитание, которое готовит человека быть ответственным гражданином, активным участником политической жизни государства, способного к решительным действиям для своей страны. Основная задача гражданского воспитания – это формирование чувства принадлежности к обществу, в котором человек живет.
Цели и задачи формирования гражданственности у подрастающего поколения включают в себя реализацию ценностных ориентаций, обучение базовым знаниям и умениям в сфере гражданского образования.
Проведя исследование накопленного опыта работы в системе дополнительного образования детей и подростков, проведя анализ объективных и субъективных противоречий, можно сделать вывод, что именно в учреждениях дополнительного образования образовательно-воспитательная деятельность имеет наиболее приемлемые условия для внедрения и функционирования программы патриотического и гражданского воспитания подростков. Учреждения дополнительного образования детей и подростков за счет интеграции базового и вариативного компонентов содержания образования могут обеспечивать условия формирования и коррекции гражданской культуры подрастающего поколения. Этому способствует ценностно-целевая основа воспитательной деятельности в системе дополнительного образования, которая базируется на взаимодействии с семьей и школой, которые, несомненно, являются ведущими социальными институтами, которые ориентированы на воспитание в детях патриотизма, гражданской культуры, нравственности, позволяющей реализовывать личностный вклад в развитие государства и общества.
В результате проведенного исследования, были выявлены эффективные и интересные формы развития культуры подростков в сфере гражданского образования. К таким формам можно отнести: фестивали, семинары, недели гражданской активности, форумы, акции патриотической направленности, конкурсы по гражданскому проектированию, а также нельзя не отметить участие подростков и детей в деятельности общественных организаций и объединений.
Проанализировав работу учреждений дополнительного образования по формированию гражданской позиции у подрастающего поколения, можно сделать вывод, что гражданская ситуация, сложившаяся в современном обществе нуждается в проработанной системе гражданского образования. Для этого необходимо решить несколько сложнейших задач. Для начала необходимо создание единой программы, которая будет отвечать требованиям современной образовательной системы и сможет дать полное представление о том, что представляет взаимосвязь «гражданин-общество» и «общество-государство». Следующим шагом необходимо создание методической системы по повышению квалификации педагогов дополнительного образования в области гражданского воспитания и гражданского обучения.
Обновление образование с целью улучшения гражданской культуры у детей и подростков может внести свой вклад в сохранение нации, обеспечение всестороннего развития российского государства и общества с гражданской, правовой культурой, высоким уровнем жизни. Черты гражданского облика, заложенные в детском или подростковом возрасте, оказывают влияние на дальнейшую жизнь человека.
Формирование гражданственности у подрастающего поколения является насущной проблемой педагогической теории и практики, которая сформировалась в результате противоречия между недостаточным уровнем гражданской активности среди детей и подростков и отсутствием разработанности социально-педагогических основ этого явления. Развитию негативных явлений в детской и подростковой среде способствовало снижение роли семьи как института воспитания. Оказать помощь государству в решении этих вопросов призваны учреждения дополнительного образования. При этом дополнительное образование становится не только средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, но и средством развития личности, ее социализации, индивидуализации.
Литература:
1) Асмолов А. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. - №9.
2) Беляев A.B. Социально-педагогические проблемы гражданственности: История и современность. Ставрополь: СГУ, 1996.
3) Газман О.С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее // Советская педагогика. 1990. - №7.
4) Никитин А.Ф. Единство гражданского и нравственного воспитания // Советская педагогика. 1990. - №2.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат