Нерадовская Наталья Валентиновна, Федорова Любовь Сергеевна, учителя английского языка МАОУ «СОШ № 24», г.Северодвинска
fedorova@sev-school24.ru
zabava_n@mail.ru
Детское наставничество при организации учебной деятельности на уроках английского языка
Аннотация. В статье предложена инновационная модель наставничества в системе «ученик-ученик» с учетом базовых принципов наставничества среди детей. Проанализировав лучшие мировые практики при организации учебной деятельности, авторы предлагают рассмотреть модель наставничества в иной плоскости и в качестве этого базиса рассматривают сильные стороны наставничества. При этом в одной наставнической схеме авторы рассматривают учеников разных возрастных групп. Алгоритм процесса наставничества взаимодействия среди детей разных возрастных групп «ученик - ученик» пошагово описан в статье. Авторы обосновывают предложенную ими модель организации учебной деятельности.
Ключевые слова: наставничество, организация учебной деятельности, партнерское наставничество, командное наставничество, самореализация, адаптация, социализация.
В сфере современного образования одним из приоритетных направлений вновь становится наставничество. Согласно Гарету Льюису, наставничество представляет собой систему отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому. В общем виде наставничество можно определить как процесс передачи знаний и навыков более опытным человеком менее опытному.
В национальном проекте «Образование», определяющем основные стратегии модернизации российского образования на период до 2024 года, наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности. При этом существуют разные модели реализации наставничества, которые уже хорошо изучены и успешно применяются на практике в образовательных организациях. В МАОУ «СОШ № 24» реализуются следующие модели наставничества: опытный педагог – начинающий педагог, опытный педагог – опытный педагог. При этом, лидером в паре может выступать не только учитель со стажем, но и молодой педагог, например, в вопросах компьютерной грамотности. Модель опытный педагог – опытный педагог применяется, когда коллеги делятся опытом работы через открытые уроки, мастер-классы, выступления на методических советах по итогам курсов ПК. Такая форма наставничества – далеко не новое понятие и активно реализуется среди учителей. Сегодня во многих школах мы можем наблюдать зачатки наставничества среди обучающихся: разноуровневые уроки, дни самоуправления, когда ученик примеряет на себя роль наставника. Деятельность учеников в этом направлении и открытие отдельных классов с углубленным изучением английского языка привело к идее создания системы наставничества среди обучающихся МАОУ «СОШ № 24».
Наставничество среди детей - это:
-одна из перспективных форм организации учебного процесса;
-добровольный вид деятельности социально активных детей, объединенных передачей опыта, умением сопереживать, понять и принять другого человека;
– «мягкий» способ передачи знаний с высокой скоростью усвоения;
-формирование инновационной среды социального развития наставника и наставляемого в совместной социально значимой деятельности (обучении);
-способ развития личности;
-партнерство и поддержка;
-доверие и новые друзья.
Цели детского наставничества:
- выявление лидеров среди обучающихся;
- развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся;
- личностная положительная мотивация в обучении;
- помощь педагогу в решении учебных и дисциплинарных проблем;
- работа над сплоченностью коллектива;
- освоение коммуникативной компетенции;
- готовность к самостоятельному решению социальных задач;
- адекватность поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе конфликтных;
- умение ориентироваться в социуме.
Эсаулова И.А. рассматривает следующие модели наставничества: традиционная модель; ситуационное, партнерское, групповое, краткосрочное или целеполагающее, скоростное, флэш-наставничество, виртуальное, саморегулируемое, реверсивное, командное.
Из всех моделей наиболее подходящими для реализации наставничества среди обучающихся являются партнерское и командное.
Партнерское наставничество «основано на взаимодействии двух сотрудников, занимающих одинаковые позиции, при этом наставником становится тот, кто имеет больший опыт, обладает знаниями или навыками в определенной предметной области, которые требуются другому сотруднику» (И.А.Эсаулова, д.эк.н., профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг», ПНИПУ, - «Стратегии бизнеса», №6-2017). При этом под сотрудниками, занимающими одинаковую позицию, подразумеваем классы одной параллели, а наставником, имеющим больший опыт, становится класс с углубленным изучением английского языка.
Командное наставничество предполагает, что «два или более наставников работают вместе или по отдельности с одним или группой подопечных, чтобы помочь им достичь определенных целей развития, охватывая существенные практические аспекты…» (И.А.Эсаулова, д.эк.н., профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг», ПНИПУ, - «Стратегии бизнеса», №6-2017) В данном случае наставниками выступают более старшие обучающиеся, готовые объяснить новый материал младшим или отработать ранее изученный, но недостаточно усвоенный материал.
Для реализации модели наставничества «ученик-ученик» в рамках командного наставничества работаем по следующим схемам: «лидер-пассивный», «успевающий-неуспевающий». В рамках партнерского наставничества используем схему «равный - равному».
«Лидер-пассивный». Данная схема предполагает, что ученики более продвинутого уровня дополняют уже полученные знания по той или иной теме новыми аспектами. Например, обучающиеся 7 класса углубленного уровня готовят материал для обучающихся 6 класса углубленного уровня по теме Complex Object. При этом, шестиклассники уже знакомы с данным понятием и основными правилами, кроме употребления сложного дополнения с глаголами чувственного восприятия.
«Успевающий - неуспевающий». Эта схема предполагает, что и наставники и наставляемые уже знакомы с определенной темой, но обладают разными навыками ее использования. Например, в 5 и 7 классах изучается тема Reported Speech. Следует заметить, что материал по этой теме в 5 классе выдается в полном объеме (все типы предложений). Однако пятиклассники еще недостаточно осознали и отработали правила косвенной речи. И здесь на помощь приходят ученики 7 класса, которые эту тему отрабатывают уже третий год и не испытывают затруднений в ее осмыслении.
«Равный-равному». Данная схема предполагает участие обучающихся одной параллели, но с разным уровнем подготовки (углубленный-базовый). Например, в 7 классе изучаются времена Present Perfect и Present Perfect Continuous отдельно и в сравнении, но на базовом уровне не раскрыт аспект употребления статичных глаголов в данных временах. Учащиеся углубленного уровня подробно объясняют им правило употребления статичных глаголов.
Рассмотрим процесс наставнического взаимодействия:
Проведение мотивационной встречи с наиболее активными учениками класса, на которой учитель рассказывает о наставничестве и его вариантах, планах и возможных результатах.
Сбор заявок от желающих попробовать себя в роли наставника. Важно упомянуть,
что
выбирая роль наставника, обучающиеся должны осознавать, что к наставникам предъявляют более высокие требования к личностным компетенциям: коммуникативные способности, гибкость, критичность мышления, эмоциональная устойчивость, толерантность,
эмпатия
. При этом, наставником может выступать:
активный ученик, член детского школьного объединения, волонтерского отряда, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления;
ученик, демонстрирующий высокие образовательные результаты;
победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований;
лидер класса или параллели, принимающий активное участие в жизни школы.
возможный участник всероссийских
детско
- юношеских организаций и объединений.
Обучение наставников происходит в формате регулярных встреч с учителем, на которых учащимся-наставникам предлагаются следующие схемы: «лидер-пассивный», «успевающий-неуспевающий», «равный - равному», которые необходимо проиграть и обсудить с последующей рефлексией.
Выбор материала для проведения занятий, его осмысление, обсуждение вопросов, связанных с приемами передачи информации.
Проведение занятия. Учитель контролирует ход работы наставнических групп, не вмешиваясь во внутренние взаимоотношения наставника и наставляемого, если от участников взаимодействия не поступит соответствующая обратная связь, следит за организационными моментами.
Рефлексия. Учитель и
наставники оценивают
результаты.
Преимущества детского наставничества.
Как наставники, так и наставляемые получает целый ряд преимуществ:
Во-первых, это доступ к лучшим практикам развития навыков, важных не только в рамках обучения в школе, но и в дальнейшей жизни (лидерство, развитие талантов, профориентация, профессиональная подготовка и другие)
Во-вторых, это новый формат взаимодействия с товарищами внутри класса и школы.
В – третьих, это новый взгляд на свои сильные стороны, поддержка и помощь в существующих вопросах, толчок для самореализации, достижения своих целей и желаний.
Участие в наставничестве помогает: научиться смотреть на проблемы под разным углом, находить нестандартные способы решения задач, развивать способности к импровизации и нестандартному мышлению, укрепить свою индивидуальность и уверенность в себе, гордость за проделанную работу без ожидания материального вознаграждения.
В процессе подготовки и проведения занятий дети оценивают свои собственные знания, находят пробелы и на более высоком уровне осмысляют тему. Многократное воспроизведение материала, поиск разных способов объяснения одного и того же материала позволяют закрепить знания надолго.
Таким образом, использование модели наставничества «ученик-ученик» способствует помощи обучающемуся в самореализации, успешной адаптации, повышению уровня социализации, личностному развитию наставляемого и наставника, а также устранению или минимизации факторов, препятствующих этому развитию.
Ссылки на источники
Гарет
Льюис Менеджер-наставник. Стратегия воспитания талантов и передачи знаний, Издательство:
Баланс-Клуб
, 2002 г.
И.А.Эсаулова
,
д.эк.н
., профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг», ПНИПУ, - «Стратегии бизнеса», №6-2017
https://multiurok.ru/files/programma-uchenik-uchenik.html?ysclid=lfjo69m5ev10375624
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат