Актуальные практики ознакомления дошкольников с профессиями металлургической промышленности
МДОУ д/с №4 «Радуга» п. Уразово
воспитатель старшей разновозрастной группы
комбинированной направленности Ю.В. Костенко
«Любовь ребенка к людям труда-
источник человеческой нравственности»
В. А. Сухомлинский
Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Всего 10 - 15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, а сейчас этого конечно недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования.
За последние время появились профессии, содержание которых дошкольникам сложно понять. В результате педагоги отмечают у них недостаточность знаний, ограниченный словарный запас по данной теме. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Не легко выбрать профессию своей жизни. Довольно часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма размытые представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и посещал работу мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.
В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своём деле. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Для того, чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности. Вхождение в мир взрослых и созданных их трудом предметов играет решающую роль в полноценном развитии детской личности в период дошкольного возраста.
Ребенок-дошкольник уже проявляет предметов себя период как работе личность. У только него природные проявляются интерес способности, назад наклонности, чугун определенные создание потребности профессии в той образом или рамках иной развивать деятельности. Зная обществе психологические металлург и педагогические правилам особенности необходи ребенка учить в детском продукты возрасте расширять можно излагать прогнозировать рамках его групповой личностный учить рост неделя в том образом или рабочих ином труде виде группы деятельности. Мы недели можем детей расширить связную выбор личности ребенка, любовь дав пенопласт ему необходи больше труда информации самых и знаний железной в какой ребенок либо детей конкретной умений области, работать например работа область листе металлургии.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
Актуальность детям формирования работа у детей области первичных проектов представлений обобщение о труде трудом взрослых, знаний его профессий роли чувства в обществе участие и жизни профессии каждого поделки человека ответами обоснована неделя ФГОС обобщать дошкольного работе образования. Сформировать узнать представление знаний ребёнка только о многообразии сталевар профессий, воспитать структуре возрасте труда (что сентябрь и как излагать делает работы человек, ткани для проекте чего только он выполняет учить работу, развитие что легко получается педагога в результате правилам труда). Внедряя детского различные шаламова формы участие работы широким с воспитанниками, таблица нужно профессий использовать запас дифференцированный будут и индивидуальный проекте подходы, отражать инновационные труду образовательные листе методики родном и игровые наглядно технологии, труда которые развивать являются октября фундаментом очень всего очень дошкольного правилам образования
Для ребёнка ознакомления расширять дошкольников нужная с профессиями излагать на современном чувство этапе активная необходимы отмечают новые актуальные весьма практики труде и подходы, группы одним родителей из которых является людям метод задачи проектов, чувства широко интерес применяющийся труде в нашем детей детском профессий саду. Использование прочно проектной врача деятельности поближе эффективно работа при машинист условии, нужная что работой активными детали участниками задачи образовательного врача процесса сочинений являются трудом не только профессии воспитатели желоб и специалисты уразово детского новые сада, больше но и родители знания детей.
Проект создание в труде старшей плавка разновозрастной задачи группы профессий комбинированной шаламова направленности знаний « Профессия – металлург ».
Цель проекта: профориентация профессии детей старшей необходи разновозрастной появились группы плавка комбинированной уважения направленности шаламова через костенко знакомство педагогов с градообразующим учить предприятием – Лебединским желоб горно-обогатительным комбинатом.
Тип проекта: педагогический.
Вид: информационно-практический, постоянно групповой, знаний краткосрочный.
Задачи проекта:
для детей:
знакомство
сентября
дошкольников
ребенок
с металлургическим
пресс
п редприятием – АО «Лебединский
врача
ГОК »;
расширение
сложная
представлений
умений
о профессиях
личности
металлургического
звеном
предприятия;
формирование
ожидаемый
знаний
ситуация
об общественной
расширять
значимости
людям
труда
человека
работников
ребёнка
металлургической
необходи
промышленности;
развитие
больше
познавательной
отражать
активности
сталевар
детей
звеном
в процессе
поделки
ознакомления
жизни
с металлургическим
уважения
предприятием,
воспитание
пенопласт
у дошкольников
родителей
уважения
принятие
к труду
детей
взрослых,
расширить
людям
сложно
разных
работа
профессий;
для педагогов:
создание
узнать
информационной
труда
базы;
уразово
разработка
детьми
методического
прочно
сопровождения
проекте
по ранней
желание
профориентации
создание
детей
железной
дошкольного
которых
возраста
пресс
в сфере
развитие
профессий
познанию
металлургической
поделки
промышленности;
для родителей:
способствование
чувства
формированию
костенко
у ребенка
конца
готовности
отношения
самостоятельно
жизни
и осознанно
желоб
делать
чувство
профессиональный
природные
выбор.
Ожидаемый результат:
для детей:
знание
области
детей
больше
профессий
людям
металлургического
список
предприятия,
труду
общественной
детей
значимости
активная
труда
полезное
работников
железной
металлургической
детей
промышленности;
познавательная
детского
активность
проекта
детей,
желание
обогащение
создание
словарного
расширять
запаса
труда
терминами:
отражать
металлург,
детей
сталевар, бурильщик,
задачи
экскаваторщик,
мышление
мельник
уважение
обогатительной
бурильщик
мельницы,
знаний
диспетчер
чугунная
электрической
детей
подстанции, машинист
таблица
металлургического
методики
крана желоб,
детьми
ковш,
детей
горн,
разных
буровая
перед
машина,
поделок
чугунная
отмечают
летка,
игровую
запруд,
правильно
плавка,
уважение
погрузка;
уважение
словарь
к труду
членами
взрослых,
весьма
людям
детали
разных
диспетчер
профессий;
для педагогов:
создание
родителей
банка
группы
методических
машинист
материалов
терминами
по ранней
игровую
профориентации
обогащать
детей
постоянно
дошкольного
участие
возраста
бурильщик
в сфере
труда
профессий
проекта
металлургической
работа
промышленности;
для родителей:
информированность
повара
о профессиях АО «Лебединский
создание
ГОКа» ,
интерес
работников
родителей
металлургической
правильно
промышленности;
проявление
задачи
интереса
профессии
и участие
труду
в работе
появились
по профориентации,
ответами
проводимой
желоб
в ДОУ;
информированность
труде
о необходимости
новые
оказать
жизни
ребёнку
материала
квалифицированную
знаний
помощь
ответами
в сложном
детали
процессе
ткани
вхождения
поделок
в мир
причины
профессий
Образовательные области:
социально-коммуникативное развитие:
приобщение
ребёнку
к элементарным
названия
общепринятым
поделки
нормам
работой
и правилам
профессий
взаимоотношениям
детьми
со сверстниками
обогащать
и взрослыми,
труде
формирование
трудом
патриотических
участие
чувств,
постоянно
чувства
любовь
принадлежности
наглядно
к мировому
профессий
сообществу;
бурильщик
воспитание
труду
ценностного
ткани
отношения
поделок
к труду
плавка
работников
возрасте
металлургической
отражать
промышленности;
детей
формирование
человека
первичных
самых
представлений
процессе
о труде
ребенок
работников
ребёнка
металлургической
перед
промышленности
отражать
и его
добывают
роли
сталевар
в обществе
летка
и жизни
внимание
каждого
стороны
человека.
познавательное развитие:
уточнение
рабочих
знаний
групповой
детей
список
о металлургическом
чувства
предприятии; АО «Лебединский
сентябрь
ГОК» расширение
железной
представлений
расширить
о профессиях
сроки
работников
вживание
металлургической
диспетчер
промышленности.
речевое развитие:
развитие
профессий
связной
человека
речи
проекте
детей
расширить
посредством
очень
проведения
группы
тематических
группы
бесед,
постоянно
диалогов;
групповой
обогащение
контроль
словарного
больше
запаса
понял
детей
развитии
терминами,
детали
связанными
труду
с металлургическим
котором
предприятием.
художественно-эстетическое развитие:
развитие
конца
умений
материала
отражать
сталевар
в рисунках,
продукты
постройках
детям
полученные
диспетчер
знания.
Таблица 1
Деятельность педагога и детей в проекте
Этапы возрасте проекта
Деятельность учить педагога
Деятельность детей детей
I труда этап
Формулировка
возрасте
проблемы (цели),
процессе
при
родном
постановке
пенопласт
цели
возраста
определяется
поделок
и продукт
уважение
проекта.
Ввод
очень
детей
любовь
в игровую (сюжетную) ситуацию.
Формулировка
родителей
задачи
Вхождение
внимание
в проблему.
Вживание
профессий
в игровую
профессий
ситуацию.
Принятие
проектов
задачи.
Дополнение
поделки
задач
развивать
проекта
II ожидаемый этап
Помощь
стороны
в решении
сентябрь
задачи.
Помощь
работа
в планировании
взрослых
деятельности.
Организация
ребёнка
деятельности
Объединение
только
в рабочие
профессий
группы.
Распределение
связную
ролей
III железной этап
Практическая
выполняет
помощь (по
диспетчер
необходимости).
Направление
необходи
и контроль
профессии
за осуществлением
являются
проекта
Формирование
познанию
специфических
интерес
знаний,
уважение
умений,
труду
навыков.
Подготовка
контроль
к презентации
проектов
продукта
таблица
деятельности
IV умений этап
1. Подготовка вживание к презентации. Проведение новые презентации
1. Представление (зрителям ребенок или котором экспертам) продукта предметов деятельности
Таблица 2
Перспективное планирование проектной деятельности
№
Наименование мероприятия
Задачи
Работа с детьми
1
Игровая ситуация: дети группы нашли прочно кусочек работе железной бурильщик руды. Педагог узнать поставил мотивах проблему: активная нужно отмечают выяснить, природные что учить это понял за полезное продукты ископаемое, адаптации как неделя его профессий добывают детей и для обществе чего.
Собрать выполняет информацию развитие о АО «Лебединский уважение ГОК» .
Познакомиться интерес с различными сроки профессиями, знания связанными знаний с работой АО «Лебединский мотивах ГОК» .
Сроки проведения: первая области неделя детей сентября
2
Организация образовательной ситуации: тема «Знакомство мышление с трудом отражать металлурга».
Рассматривание картинок, знаний иллюстрирующих внедряя работу сложно металлурга детей Лебединского ГОК а ( бурильщик, самых экскаваторщик, сентября мельник стороны обогатительной продукты мельницы, работа диспетчер профессий электрической отражать подстанции, правильно электрик, знаний и т. д.)
Расширять этого и углублять может знания предметы и представления знаний детей разных о труде железной людей, человека работающих отмечают на АО «Лебединский сложно ГОК» . Подчеркнуть активная важность недели труда сложная металлургов, детей дать таблица представление задачи о том, эта участие профессия родителей очень повара нужная . труде Учить детей труда отражать педагога свои группы знания работе в дальнейшей назад творческой работе деятельности. Способствовать детей развитию профессий связной труде речи: таблица учить работой понятно, труде излагать пресс свои учить мысли, проекта отвечать мышление развернутыми работы предложениями; педагога расширять образом словарь неделя детей (названия неделя профессий, человека связанных зрителям с профессией труду металлурга; работе необходи мое труду оборудование расширить и орудия поделок труда; жизни используемая недели в работе умений техника; погрузка устройство проекта цехов).
Развивать машинист познавательные связную способности, предметы мышление, расширять память, педагогов внимание. Воспитывать пенопласт уважение связной к людям профессий рабочих группы профессий.Сроки проведения: 1 - 2-я работа недели железной сентября.
3
Коммуникация.
Составление группы творческих будут рассказов недели на тему «Как добывают сталь?» на работе основе может наглядно-иллюстративного поделок материала
Расширять узнать и обогащать группы словарь проектов детей (металлург, ребёнка сталевар, бурильщик, профессий экскаваторщик, прочно мельник правильно обогатительной профессии мельницы, чугунная диспетчер названия электрической создание подстанции, группы электрик, мышление и т. д. машинист проектов металлургического костенко крана желоб, сроки ковш, необходи горн, профессий буровая сложно машина, ответами чугунная повара летка, продукты запруд, мышление электропушка, осознанно плавка, разных погрузка). Развиват ь детском грамматически труде правильную шаламова речь, листе умение желание излагать наглядно свои шаламова мысли обогащать в логической неделя последовательности. Воспитывать профессий уважение отражать к труду труду сталевара.Сроки проведения: 1 - 2-я сложно недели словарь сентября.
4
Конструирование «Доменная будут печь»
Учить детей детей сроки использовать правильно для только создания первая поделок сложная необычный конца материал (пенопласт, труда палочки, ситуация кусочки рабочих ткани, проекта гравий); детском продолжать возрасте учить возрасте прочно мельницы скреплять детей детали мотивах поделки.
Развивать группы творческие прочно способности.
Воспитывать коммуникативные предметы навыки, мышление интерес детьми к сотворчеству. Сроки проведения: 3-я повара неделя работы сентября.
5
Аппликация на обобщать тему «Где процессе и как бурильщик используют работе металл?»
Продолжать мышление учить области работать принятие ножницами, полезное вырезать поделки детали отношения и наклеивать уразово их, широким выполнять родителей начатое поделки дело людей до конца. Учить детском создавать трудом предметную погрузка аппликацию развитие на определенную выполняет тему (предметы, развивать которые контроль изготавливают обобщать из металла). Развивать бурильщик аккуратность. Воспитывать интерес обобщение к познанию сложная окружающего человека мира, детей обогащать широким опыт труде сотрудничества уважения и сотворчества наглядно при любовь создании ткани коллективной проектов композиции. мышлениеСроки проведения: 4-я проблему неделя вживание сентября.
6
Опытно-экспериментальная деятельность на бурильщик тему «Природные стороны богатства воспитать нашего детского края»
Расширять нужная и обогащать работе зн ания возрасте детей человека о родном развитие крае . Дать знаний элементарные упражнять представления диспетчер о полезных личность ископаемых желание края (железная зрителям руда, мышление чугун, словарь агломерат). Помочь активными детям необходи узнать уразово свойства уважения железной детей руды. Учить родителей объяснять врача причины детей и результаты познанию наблюдаемых развивать явлений. Закреплять первая умения ребёнку детей детском отвечать области полными бурильщик ответами, природные расширять запас словарь детей прилагательных, педагогов упражнять адаптации в согласовании летка прилагательных продукты с существительными. Развивать труде познавательные разных способности, отражать внимание, мышление мышление, пресс память. Воспитывать труду интерес словарь к познанию природные природных знаний иско паемых, проектов любовь костенко к родному новые краю . Сроки проведения: 1-я возраста неделя возрасте октября.
7
Виртуальная экскурсия
Наглядно проблему расширять период представления детей о излагать градообразующем самых предприятии, только обобщать внимание знания неделя детей развивать о труде профессии металлурга. Развивать познавательный постоянно интерес, повара связную профессий речь процессе и мышление чувство детей. Воспитывать сложная интерес чувство к рабочим области профессия м летка и уважение шаламова к людям, труда связанным с постоянно профессиями АО «Лебединский работе ГОК» . Воспитывать октября чувство пресс гордости шаламова за достижения диспетчер людей.Сроки проведения: 2-я ткани неделя врача октября.
8
Конструирование « Листопрокатный ребёнку цех »
Учить создание детей участие использовать работе для чувства создания рамках поделок первая необычный сроки материал (пенопласт, поделки палочки, звеном кусочки повара ткани, повара гравий); труду продолжать список учить процессе прочно обществе скреплять расширять детали профессии поделки.
Развивать работы творческие интерес способности.
Воспитывать словарь коммуникативные чугунная навыки, ребенок интерес профессий к сотворчеству. Сроки проведения: 3-я очень неделя добывают октября.
9
Рисование на тему « Профессия – металлург»
Дать труда детям группы возможность проекта изобразить названия в рисунке предметов деятельность сентября металлурга. Учить котором рисовать родном на целом знаний листе, новые заполнять внимание все обобщать пространство. Развивать творческое излагать мышление поближе и воображение. Воспитывать рабочих уважение знаний к профессии адаптации металлурга .Сроки проведения: 4-я пресс неделя внимание октября .
Работа образом с родителями:
М
ини-сочинение «Наш славный край
и люди мужественных профессий».
Составление мини-сочинений членами семей совместно с воспитанниками ДОУ. Иллюстрирование сочинений рисунками, аппликацией. Презентация сочинений.
Сроки проведения:
сентябрь, 3-я неделя.
Создание альбома «Металлурга славим труд». Обобщение знаний детей о труде металлурга, переработке железной руды, о важности профессии для нашего
края
. Создание альбома о труде металлурга, в котором будут размещены все продукты творческой деятельности по проекту (альбом передается из группы в группу).
Сроки проведения:
сентябрь, 4-я неделя
.
Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : [утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155] // Гарант: офиц. сайт. — URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 30.04.2023). — Текст : электронный.
Алябьева Е. А. Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет / Е. А. Алябьева. — Москва : ТЦ Сфера, 2014. — 120 с. — (Библиотека воспитателя). — ISBN 978-5-9949-1088-7. – Текст : визуальный (непосредственный).
Лихачева, Е.Н. Организация нестандартных по конструированию с детьми дошкольного возраста : [учебно-методическое пособие] / Е. Н. Лихачева - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2013. - 96 с. – ISBN 978-5-89814-937-6. - Текст : визуальный (непосредственный).
Шаламова, Е. И. Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями : [учебно-методическое пособие] / Е. И. Шаламова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2012. - 207 с. : табл.; 22 см.; ISBN 978-5-89814-847-8- Текст : визуальный (непосредственный).
Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? : книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т. А. Шорыгина. — Москва : ГНОМ, 2014. — 93, [1] : ил. : 21 см. — (Знакомство с окружающим миром и развитие речи). — ISBN 978-5-91928-693-6 (в обл.). – Текст : визуальный (непосредственный).
Шорыгина Т. А. Трудовые сказки : беседы с детьми о труде и профессиях / Т.А. Шорыгина. — Москва : ТЦ Сфера, 2018. — 80 с. ; 21 см. — (Сказки-подсказки). — ISBN 978-5-9949-0965-2 (в обл.). - Текст : визуальный (непосредственный).
Профессии [Текст] : энциклопедия для детей [дошкольного и младшего школьного возраста] / пер. И. Перегудова. - Москва : Эгмонт Россия ЛТД, 2002. - 89 c. : ил. - (Моя первая энциклопедия LAROUSSE). - Алф. указ.: с. 85-89. – ISBN 5-85044-695-8. - Текст : визуальный (непосредственный).
Ульева Е. Профессии. Кем я стану, когда я вырасту : 0+ / Елена Ульева . — Ростов-на-Дону : Феникс : Феникс, 2017. — 16 с. : цв. ил. ; 26 см. — (Энциклопедия для малышей в сказках). — ISBN 978-5-222-28516-9 (В пер.). - Текст : визуальный (непосредственный).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат