Создание условий по формированию профессионального самоопределения у воспитанников с ОВЗ, как средство успешной социализации
Актуальность и важность профессионального самоопределения детей
с ОВЗ.
Доклад на МО воспитатель Жильцова Вера Николаевна.
Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности.
Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а удовлетворённость процессом труда и его результатами возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.
В нашей стране уделяется внимание вопросам профессиональной ориентации молодёжи. Разработкой научных основ профориентации обучающихся занимались Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко и среди нынешних методистов Климов Е. А., Пряжников Н. С., С.Н. Чистякова., Махеева О.А., Савченко М.Ю. и другие.
Вопрос «Кем быть?» - один из главных для каждого молодого человека. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а удовлетворённость процессом труда и его результатами возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.
От этого решения зависит вся дальнейшая жизнь человека. Профессия, в сознании человека, нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. В настоящее время, большое количество детей с ОВЗ закончивших то или иное учебное заведение, не работают по своей специальности.
Смысл профориентационной работы заключается в том, чтобы помочь детям с ОВЗ и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего.
Цель - ознакомить обучающихся с миром профессий, оказать помощь в выборе профессии.
Задачи:
ознакомить с видами и особенностями профессий;
провести диагностические исследования детей с целью выявления особенностей, склонностей, интересов личности;
сформировать профессиональные и личные качества.
2. Методы и средства формирования профессионального самоопределения детей с ОВЗ.
Под средствами и методами понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия воспитателя на воспитуемого с целью выработать у него определенные качества и формы поведения. Собственно, слово «метод» и означает способ осуществления, понятие же «средство» подразумевает то, с помощью чего данный метод осуществляется на практике. К средствам профориентационной работы, в том числе и воспитания можно отнести практически все в окружающем мире: природу, искусство, традиции, слова (в устной и письменной форме), различные виды деятельности и т. д.
По структурным компонентам методы профориентации можно разделить на три группы:
методы ознакомительной
профориентационной
работы;
методы профессиональной ориентации, акти
визирующие деятельность обучающихся
по подготовке к выбору профессий;
методы изучения личности школьников в целях профориентации.
2.1 методы ознакомительной профориентационной работы.
Выбор методов проведения профориентационной работы для каждого занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей обучающихся и уровня их профориентационной готовности. Рассмотрим наиболее характерные методы и их применение.
Рассказ. Этот метод применяется при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий; о требованиях, предъявляемых профессий к психофизиологическим особенностям личности и другие.
Объяснение используется для сообщения, например, воспитанникам правил выбора профессии; особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий; последовательности выполнения различных трудовых приёмов и операций. ……
Профориентационная беседа – наиболее распространённый метод. Дается задание, например, собрать информацию о данной профессии (из бесед со знакомыми, используя литературные источники, передачи по телевидению, и др.).
Большую роль в работе по профориентации играют профориентационные занятия. На этих занятиях применяются различные методы: беседа, рассказ, объяснение, профориентационные игры и упражнения( Профессия каменщик»)…..
Вот, например, профориентационные упражнения:
Упражнение «Профессия на букву…»
Цель: актуализация уже имеющихся знаний о профессиях;
расширение знаний о мире профессионального труда.
Упражнение «День из жизни»
Цель: повысить уровень осознания участниками типичного и специфичного в профессиональной деятельности различных специалистов.
Упражнение «Самая-самая»
Цель: повысить уровень ориентации воспитанников в мире профессионального труда и формировать осознание особенностей различных профессий. Например: Самая зелёная профессия (садовник,лесник) «Самая детская профессия»(врач-педиатр), «Самая смешная профессия»(клоун) и т. д.
Экскурсия – одна из важнейших форм по ознакомлению обучающихся с организацией производства, основными профессиями различных предприятий (хлебопекарню, столовую)
Диспуты также служат одной из форм профессионального просвещения обучающихся, они стимулируют их познавательную активность. Темы диспутов могут быть разнообразными, например: («Каким я представляю современного рабочего», «Что такое творческий труд?».
Важной формой внеклассной работы по профессиональному просвещению обучающихся является просмотр и обсуждение кинофильмов и телевизионных передач профориентационного содержания: «Девчата», «Высота» и другие. Целесообразно в целях профориентации использовать телепередачи «Фазенда», «С новым домом», «Субботник», где знакомят с профессией столяра-плотника, дизайнера и т. п.
2.2 методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность обучающихся по подготовке к выбору профессии.
К основным методам профориентационной работы по организации целенаправленной деятельности обучающихся по подготовке их к сознательному выбору профессии относятся:
индивидуальные занятия
, расширения представлений о возможностях использования своих склонностей и способнос
тей. У
читываю
тся
особенности интересов и увлечений воспитанников.
недели труда в школе
оказание шефской помощи труженикам тыла
участие в кружках и выставках поделок по декоративно-прикладному творчеству
уборка закрепленной территории
кружки и спортивные секции
также способны оказ
ать значительную помощь
обучающимся
в выборе профессии. В
процессе ознакомления обучающихся
с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и познавательной активности и самостоятельности. Достигается это организацией занятий в соответствии с инте
ресами, желаниями самих обучающихся
.
2.3.Методы изучения личности школьников в целях профориентации.
Одна из важнейших задач профориентационной работы, проводимой педагогом это – изучение личности школьников, без чего невозможно ориентировать воспитанников на выбор соответствующих профессий.
Используются следующие методы:
бесед
а
анкетирование
наблюдение
анализ результатов деятельности школьников.
Заключение.
В части ознакомительной профориентационной работы я использовала методы: бесед, объяснений, упражнений, информационных стендов.
В части профессиональной ориентации, активизирующией деятельность обучающихся по подготовке к выбору профессии относилась- уборка закрепленной территории и участие в спортивных секциях.
В части изучения личности школьников в целях профориентации,в своей работе использовала методы: бесед ,анкетирования и наблюдения.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат