Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста. Работа №58125

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста
Работа:

Программа дополнительного образования для детей

дошкольного возраста:

«Ветерок»

Пояснительная записка.

 Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Н. Луконин

Актуальность программы обусловлена необходимостью дать детям те знания, которые от них требует современное общество, техногенное производство. Необходима смена ценностных ориентаций от потребительства к развитию. Вот почему проблемы новой экологической этики и экологического образования признаны ЮНЕСКО глобальными, ведь никакие улучшения экологической ситуации не произойдут до тех пор, пока широкие массы населения планеты не будут готовы отказаться от разрушительного потребительства и не приобретут нового, экологически ориентированного мировоззрения. Это мировоззрение основывается на том, что мир един, неделим и не враждебен человеку, что невоспитанный человек - источник гибели окружающего мира. Единственным решением является введение всеобщего экологического образования и воспитания населения планеты Земля. Экологические знания - это залог бережного отношения к природе. Экологическая культура - совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности. Старший дошкольный возраст самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющей процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему миру, в том, что он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевая в своем мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа", развивается Эмоционально-ценностное отношение к окружающему; интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающем миром приводит к формированию прочной наглядно-образной картины окружающего мира, определяющей процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем; завершается процесс формирования основ нравственно-экологической позиции личности до характерных проявлений ее во взаимодействии ребенка с окружающим миром (природой и социальной сферой, людьми, самим собой).

В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

 В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Программа рассчитана на 2 года обучения детей 5-7 лет и имеет естественно - научную направленность.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание благоприятных условий для формирования и продуктивного развития человека нового типа с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи.

 

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

уточнить, систематизировать и углубить знания о растениях, животных, природных явлениях;

научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;

научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;

развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.

воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

 

Развивающие:

 

обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательскую деятельность детей среднего дошкольного возраста;

развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами;

 

Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности;

Воспитательные:

 

воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку;

воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

 

В отличии от существующих программ разбивка тем произведена как с учетом комплексной передачи материала (деление по временам года) - 1 год обучения, так и по отдельным категориям ( "животные", "растения", "неживая природа", "человек") - второй год обучения. В программе используются новые валеологические технологии, главная цель которых - формирование представлений о здоровом образе жизни.

Прохождение программы подчинено ряду принципов: доступность, занимательность, систематичность и последовательность.

Формы и методы работы.

В работе с детьми программой предусмотрено использование разнообразных форм:

экологические занятия;

экологические экскурсии;

уроки доброты;

КВН, викторина и

тд

.;

экологические акции;

обсуждение и проигрывание ситуаций;

зеленый патруль;

просмотр видеофильмов;

  экологические игры

и

валеологические

игры

(дидактические, имитационные, соревновательные, игры - путешествия и т. д.);

  моделирование экосистем;

экологические

и

валеологические

сказки;

Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Поэтому каждое занятие предполагает наличие игрового элемента. Дети дошкольного возраста легче воспринимают информацию именно в этой форме. В игре формируются основы социального поведения, нравственные, эстетические, этические принципы будущей личности. Игра в этом возрасте является основным средством физического, духовного и умственного развития. В игре ребенок осваивает окружающий мир. Страсть к подражанию растениям, животным, людям - огромные потенции творческого воображения; повышенная эмоциональность увлекает детей, заставляет разрешать проблемные ситуации.

 

Особое место занимают практические занятия и опытно-экспериментальная деятельность.

Влияние природы на развитие ребенка огромно. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая на ними, ребенок обогащает свой чувствительный опыт, на котором и основываются его дальнейшие знания, развиваются умственные способности и творчество. В процессе наблюдения окружающей среды у ребенка изменяется восприятие мира: оно становится более широким, многомерным. Важно подвести ребёнка к эмоциональному переживанию хрупкости окружающего мира, воспитывать его в сознании собственной включенности и ответственности за общее выживание.

В ходе эксперимента дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. Эксперимент играет огромную роль в жизни любого ребёнка, тайны мироздания скрыты в каждом камешке лежащем на дороге и в каждой дождевой капельке, их нужно только увидеть. Эксперимент открывает огромные возможности для познания секретов, помогает развивать аналитическое мышление и умение предсказывать результат.

 

 

Большое внимание уделяется работе с природным материалом и давать «вторую жизнь» некоторым бытовым отходам. Это кропотливый труд, но очень интересный для детей и очень приятный. Он развивает у детей фантазию, учит находить неожиданные решения, способствует формированию мышления и внимания.

 

 

В современном мире нельзя обойтись без информационных технологий, это дает качество образовательного дошкольного процесса. С помощью ИКТ можно поиграть дидактические игры, просмотреть опыты, наблюдения, эксперименты, красочные познавательные иллюстрации, экологические фильмы о природе. Коллективное участие детей в игре способствует развитию коммуникативных и социальных навыков: учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, принимать собственные самостоятельные решения, делать осознанный выбор. Использование информационных технологий способны  передать ребенку последовательность выполнения, эксперимента.

уточняет представления детей о свойствах и качествах объектов природы;

развивает  наблюдательность

, внимание, память. Тем самым улучшить качество непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию. 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты.

У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы;

Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводиться путем итогового контроля (итоговое занятие-викторина «Береги живое!», итоговый досуг «Здоровье природы – здоровье человека»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н.

Николаева.-

М.: Просвещение – 1999. - 207 с.

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост.

Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред.

Дыбиной

О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

Посвянская

Н. П.   Камни Земли / М., «Скрипторий» 2000 г.

Посвянская

Н. П.   Планета Земля / М., «Скрипторий» 2000 г.

Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М.,

Линка

-Пресс, 2002 г. – 192 с.

Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80с.

Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А.  Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.

Нифонтова С.

Н.  ,

Гаштова

О. А., Жук Л. Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4 – 7 лет. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 96 с.

Лаврентьева Н. Г. Концепция дошкольного экологического воспитания: Научно-исследовательские материалы. – Чита: Изд-во

ЗабГПУ

, 2000. – 23 с.

Гульянц

Э. К.,

Базик

И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с., ил.

Планета – наш дом:

Учеб.-

хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ Сост. И. Г. Белавина, Н. Г.

Найденская

. – Москва.: Лайда, 1995. – 288 с. + Прилож. / 96 с./, ил.

Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.

Тарабарина

Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с., ил.

Занимательное природоведение. – М., Омега, 1997. – 256 с.: ил.

Дрязгунова

В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет.

сада.–

М.: Просвещение, 1981. 80с

Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Чита: Изд-во

ЗабГПУ

, 2002.

Куликовская И. Э. «Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира». Педагогическое общество России. Москва 2004.

Веракса

Н.Е,

Галимов

О.Р. Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников. -М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2012.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Ветерок»

Учебно-тематический план 1 год обучения.

Раздел, темы

Количество занятий

1

Раздел: Разноцветная осень

10

1.1

Тема: Поезд в Ромашково.

1

1.2

Тема: Гуляем по лугу

1

1.3

Тема: Воздух вокруг нас

2

1.4

Тема: Семена - путешественники

1

1.5

Тема: Куда исчезают насекомые.

1

1.7

Тема: Хлеб - всему голова

1

1.8

Тема: Комнатные растения - живой организм

1

1.9

Тема: Осенний венок

1

1.10

Тема: Зимовье зверей

1

2

Раздел: Добрая зима

5

2.1

Тема: Зимушки - Зима

1

2.2

Тема: Лес - наш общий дом.

1

2.3

Тема: Птичья столовая

1

2.4

Тема: Сохраним елку –красавицу наших лесов

1

2.5

Тема: Царство льда, воды и пара.

1

3

Раздел: Зоопарк

4

3.1

Тема: Путешествие в Африку

1

3.2

Тема: На далёком севере.

1

3.3

Тема: В гостях у свинки Пеппы.

1

3.4

Тема: О животных, которых не любят.

1

4

Раздел: Человек - часть живой природы.

4

4.1

Тема: Из чего я сделан?

1

4.2

Тема: Смотри во все глаза! Слушай во все уши!

1

4.3

Тема: Загадочная страна Микробия

1

4.4

Тема: Предметы вокруг нас (резина, пластмасса, древесина, бумага, ткань)

1

5

Раздел: Весенний переполох.

9

5.1

Тема: Дары Земли (почва, глина, песок, камни).

1

5.2

Тема: Встречаем птиц

1

5.3

Тема: Внимание! Первоцвет!

1

5.4

Тема: Солнце - большая звезда.

1

5.5

Тема: Полёт в космос.

1

5.6

Тема: Животные весной

1

5.7

Тема: Под нашими ногами

1

5.8

Тема: Невидимые ниточки природы

1

5.9

Тема: Береги живое!

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Ветерок»

Учебно-тематический план 2 год обучения.

Раздел, темы

Количество занятий

1

Раздел: Растения вокруг нас.

9

1.1

Тема: Как они живут?.

1

1.2

Тема: Зеленые пылесосы.

2

1.3

Тема: Полезные растения.

1

1.4

Тема: Живущие в воде.

1

1.5

Тема: Леса и рощи.

1

1.6

Тема: Грибная корзина.

1

1.7

Тема: Осенняя мастерская.

1

1.8

Тема: Угадай правило.

1

2

Раздел: В мире животных.

8

2.1

Тема: По следам древних животных.

1

2.2

Тема: Фантазии моря.

1

2.3

Тема: Злючки и кусачки.

1

2.4

Тема: В чешуйчатых "рубашках".

1

2.5

Тема: Тайны тихой речки.

1

2.6

Тема: Рассказы Совуньи.

1

2.7

Тема: Удивительные моллюски.

1

2.8

Тема: Учись жалеть и беречь.

1

3

Раздел: Тайны голубой планеты.

10

3.1

Тема: Что такое Земля?

1

3.2

Тема: Времена года.

1

3.3

Тема: Полет на воздушном шаре.

1

3.4

Тема: Тепло и свет.

1

3.5

Тема: Путешествие капельки.

1

3.6

Тема: Богатство Земли.

1

3.7

Тема: Лаборатория чудес.

3

3.8

Тема: День Земли.

1

4

Раздел: Я - человек.

5

4.1

Тема: Проделки Королевы Простуды.

1

4.2

Тема: Путешествие в Зубное Королевство.

1

4.3

Тема: В гостях у воздушных человечков.

1

4.4

Тема: Принцесса Витаминка.

1

4.5

Тема: Здоровье природы – здоровье человека.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×