Программа дополнительного образования для детей
дошкольного возраста:
«Ветерок»
Пояснительная записка.
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Н. Луконин
Актуальность программы обусловлена необходимостью дать детям те знания, которые от них требует современное общество, техногенное производство. Необходима смена ценностных ориентаций от потребительства к развитию. Вот почему проблемы новой экологической этики и экологического образования признаны ЮНЕСКО глобальными, ведь никакие улучшения экологической ситуации не произойдут до тех пор, пока широкие массы населения планеты не будут готовы отказаться от разрушительного потребительства и не приобретут нового, экологически ориентированного мировоззрения. Это мировоззрение основывается на том, что мир един, неделим и не враждебен человеку, что невоспитанный человек - источник гибели окружающего мира. Единственным решением является введение всеобщего экологического образования и воспитания населения планеты Земля. Экологические знания - это залог бережного отношения к природе. Экологическая культура - совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности. Старший дошкольный возраст самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющей процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему миру, в том, что он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевая в своем мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа", развивается Эмоционально-ценностное отношение к окружающему; интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающем миром приводит к формированию прочной наглядно-образной картины окружающего мира, определяющей процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем; завершается процесс формирования основ нравственно-экологической позиции личности до характерных проявлений ее во взаимодействии ребенка с окружающим миром (природой и социальной сферой, людьми, самим собой).
В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.
В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Программа рассчитана на 2 года обучения детей 5-7 лет и имеет естественно - научную направленность.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание благоприятных условий для формирования и продуктивного развития человека нового типа с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
уточнить, систематизировать и углубить знания о растениях, животных, природных явлениях;
научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.
воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
Развивающие:
обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательскую деятельность детей среднего дошкольного возраста;
развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами;
Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности;
Воспитательные:
воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку;
воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
В отличии от существующих программ разбивка тем произведена как с учетом комплексной передачи материала (деление по временам года) - 1 год обучения, так и по отдельным категориям ( "животные", "растения", "неживая природа", "человек") - второй год обучения. В программе используются новые валеологические технологии, главная цель которых - формирование представлений о здоровом образе жизни.
Прохождение программы подчинено ряду принципов: доступность, занимательность, систематичность и последовательность.
Формы и методы работы.
В работе с детьми программой предусмотрено использование разнообразных форм:
экологические занятия;
экологические экскурсии;
уроки доброты;
КВН, викторина и
тд
.;
экологические акции;
обсуждение и проигрывание ситуаций;
зеленый патруль;
просмотр видеофильмов;
экологические игры
и
валеологические
игры
(дидактические, имитационные, соревновательные, игры - путешествия и т. д.);
моделирование экосистем;
экологические
и
валеологические
сказки;
Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Поэтому каждое занятие предполагает наличие игрового элемента. Дети дошкольного возраста легче воспринимают информацию именно в этой форме. В игре формируются основы социального поведения, нравственные, эстетические, этические принципы будущей личности. Игра в этом возрасте является основным средством физического, духовного и умственного развития. В игре ребенок осваивает окружающий мир. Страсть к подражанию растениям, животным, людям - огромные потенции творческого воображения; повышенная эмоциональность увлекает детей, заставляет разрешать проблемные ситуации.
Особое место занимают практические занятия и опытно-экспериментальная деятельность.
Влияние природы на развитие ребенка огромно. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая на ними, ребенок обогащает свой чувствительный опыт, на котором и основываются его дальнейшие знания, развиваются умственные способности и творчество. В процессе наблюдения окружающей среды у ребенка изменяется восприятие мира: оно становится более широким, многомерным. Важно подвести ребёнка к эмоциональному переживанию хрупкости окружающего мира, воспитывать его в сознании собственной включенности и ответственности за общее выживание.
В ходе эксперимента дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. Эксперимент играет огромную роль в жизни любого ребёнка, тайны мироздания скрыты в каждом камешке лежащем на дороге и в каждой дождевой капельке, их нужно только увидеть. Эксперимент открывает огромные возможности для познания секретов, помогает развивать аналитическое мышление и умение предсказывать результат.
Большое внимание уделяется работе с природным материалом и давать «вторую жизнь» некоторым бытовым отходам. Это кропотливый труд, но очень интересный для детей и очень приятный. Он развивает у детей фантазию, учит находить неожиданные решения, способствует формированию мышления и внимания.
В современном мире нельзя обойтись без информационных технологий, это дает качество образовательного дошкольного процесса. С помощью ИКТ можно поиграть дидактические игры, просмотреть опыты, наблюдения, эксперименты, красочные познавательные иллюстрации, экологические фильмы о природе. Коллективное участие детей в игре способствует развитию коммуникативных и социальных навыков: учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, принимать собственные самостоятельные решения, делать осознанный выбор. Использование информационных технологий способны передать ребенку последовательность выполнения, эксперимента.
уточняет представления детей о свойствах и качествах объектов природы;
развивает наблюдательность
, внимание, память. Тем самым улучшить качество непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию.
Ожидаемые результаты.
У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
• Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводиться путем итогового контроля (итоговое занятие-викторина «Береги живое!», итоговый досуг «Здоровье природы – здоровье человека»)
Список используемой литературы:
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н.
Николаева.-
М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост.
Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред.
Дыбиной
О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
Посвянская
Н. П. Камни Земли / М., «Скрипторий» 2000 г.
Посвянская
Н. П. Планета Земля / М., «Скрипторий» 2000 г.
Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М.,
Линка
-Пресс, 2002 г. – 192 с.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80с.
Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
Нифонтова С.
Н. ,
Гаштова
О. А., Жук Л. Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4 – 7 лет. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 96 с.
Лаврентьева Н. Г. Концепция дошкольного экологического воспитания: Научно-исследовательские материалы. – Чита: Изд-во
ЗабГПУ
, 2000. – 23 с.
Гульянц
Э. К.,
Базик
И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с., ил.
Планета – наш дом:
Учеб.-
хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ Сост. И. Г. Белавина, Н. Г.
Найденская
. – Москва.: Лайда, 1995. – 288 с. + Прилож. / 96 с./, ил.
Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
Тарабарина
Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с., ил.
Занимательное природоведение. – М., Омега, 1997. – 256 с.: ил.
Дрязгунова
В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет.
сада.–
М.: Просвещение, 1981. 80с
Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Чита: Изд-во
ЗабГПУ
, 2002.
Куликовская И. Э. «Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира». Педагогическое общество России. Москва 2004.
Веракса
Н.Е,
Галимов
О.Р. Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников. -М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2012.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Ветерок»
Учебно-тематический план 1 год обучения.
№
Раздел, темы
Количество занятий
1
Раздел: Разноцветная осень
10
1.1
Тема: Поезд в Ромашково.
1
1.2
Тема: Гуляем по лугу
1
1.3
Тема: Воздух вокруг нас
2
1.4
Тема: Семена - путешественники
1
1.5
Тема: Куда исчезают насекомые.
1
1.7
Тема: Хлеб - всему голова
1
1.8
Тема: Комнатные растения - живой организм
1
1.9
Тема: Осенний венок
1
1.10
Тема: Зимовье зверей
1
2
Раздел: Добрая зима
5
2.1
Тема: Зимушки - Зима
1
2.2
Тема: Лес - наш общий дом.
1
2.3
Тема: Птичья столовая
1
2.4
Тема: Сохраним елку –красавицу наших лесов
1
2.5
Тема: Царство льда, воды и пара.
1
3
Раздел: Зоопарк
4
3.1
Тема: Путешествие в Африку
1
3.2
Тема: На далёком севере.
1
3.3
Тема: В гостях у свинки Пеппы.
1
3.4
Тема: О животных, которых не любят.
1
4
Раздел: Человек - часть живой природы.
4
4.1
Тема: Из чего я сделан?
1
4.2
Тема: Смотри во все глаза! Слушай во все уши!
1
4.3
Тема: Загадочная страна Микробия
1
4.4
Тема: Предметы вокруг нас (резина, пластмасса, древесина, бумага, ткань)
1
5
Раздел: Весенний переполох.
9
5.1
Тема: Дары Земли (почва, глина, песок, камни).
1
5.2
Тема: Встречаем птиц
1
5.3
Тема: Внимание! Первоцвет!
1
5.4
Тема: Солнце - большая звезда.
1
5.5
Тема: Полёт в космос.
1
5.6
Тема: Животные весной
1
5.7
Тема: Под нашими ногами
1
5.8
Тема: Невидимые ниточки природы
1
5.9
Тема: Береги живое!
1
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Ветерок»
Учебно-тематический план 2 год обучения.
№
Раздел, темы
Количество занятий
1
Раздел: Растения вокруг нас.
9
1.1
Тема: Как они живут?.
1
1.2
Тема: Зеленые пылесосы.
2
1.3
Тема: Полезные растения.
1
1.4
Тема: Живущие в воде.
1
1.5
Тема: Леса и рощи.
1
1.6
Тема: Грибная корзина.
1
1.7
Тема: Осенняя мастерская.
1
1.8
Тема: Угадай правило.
1
2
Раздел: В мире животных.
8
2.1
Тема: По следам древних животных.
1
2.2
Тема: Фантазии моря.
1
2.3
Тема: Злючки и кусачки.
1
2.4
Тема: В чешуйчатых "рубашках".
1
2.5
Тема: Тайны тихой речки.
1
2.6
Тема: Рассказы Совуньи.
1
2.7
Тема: Удивительные моллюски.
1
2.8
Тема: Учись жалеть и беречь.
1
3
Раздел: Тайны голубой планеты.
10
3.1
Тема: Что такое Земля?
1
3.2
Тема: Времена года.
1
3.3
Тема: Полет на воздушном шаре.
1
3.4
Тема: Тепло и свет.
1
3.5
Тема: Путешествие капельки.
1
3.6
Тема: Богатство Земли.
1
3.7
Тема: Лаборатория чудес.
3
3.8
Тема: День Земли.
1
4
Раздел: Я - человек.
5
4.1
Тема: Проделки Королевы Простуды.
1
4.2
Тема: Путешествие в Зубное Королевство.
1
4.3
Тема: В гостях у воздушных человечков.
1
4.4
Тема: Принцесса Витаминка.
1
4.5
Тема: Здоровье природы – здоровье человека.
1
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат