Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детская музыкальная школа №3»
Музыкально-эстетическое воспитание учащихся
в процессе коллективного музицирования
Выполнила:
преподаватель по классу баяна
первой квалификационной категории
Юнусова Р.Т.
Альметьевск 2023г.
«Музыка – искусство, обладающее большой силой
эмоционального воздействия на человека … и
именно поэтому она может играть громадную роль
в воспитании духовного мира детей и юношества.»
Д. Б. Кабалевский.
Вопросы музыкально-эстетического воспитания в музыкальных школах нередко рассматриваются, как нечто дополнительное, второстепенное, необязательное. Отдавая приоритет основным предметам, учебные заведения теряют самое важное – личное развитие будущего специалиста. Вообще любая квалификационная подготовка без нравственно – эстетического развития приводит к профессиональной узости. Уровень эстетического воспитания учащихся во многом зависит от самого учителя, самого воспитателя. Поэтому основной задачей в работе педагога в музыкальной школе – является не только научить учащегося играть на инструменте, дать музыкальное образование, но и на основе приобретенных навыков игры на инструменте, научить ученика владеть языком искусства, культурой музыкального звука, сформировать у учащегося художественный вкус, хорошие чувства, мысли, нравы, воспитать коммуникативно развитую личность, умеющую общаться и комфортно жить в обществе.
В условиях музыкальной школы, коллективное музицирование является неотъемлемым звеном в процессе формирования музыкально – эстетических вкусов у учащихся. Дети, свободно играя на различных музыкальных инструментах и являясь при этом участниками ансамбля или оркестра, непосредственным образом оказываются в условиях коллективного общения и деятельности. В результате взаимодействия с другими людьми, с преподавателями, со своими сверстниками – происходит становление человека, как личности. Учащиеся в процессе коллективного исполнения имеют возможность сравнивать свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приемы с индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнеров, и путем приобретенных навыков добиться слаженности и стройности исполнения в
1
целом. Коллективный характер работы при разучивании и исполнении произведений, общность целей и задач, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед исполнительским коллективом, делают класс ансамбля наиболее эффективной формой учебно – воспитательного процесса. Ансамблевое исполнение в учебном процессе, способствует всестороннему развитию учащегося. Через совместное исполнение развиваются основные музыкальные способности - память, чувство лада и ритма, слух, формируются навыки ансамблевой игры, расширяется музыкальный кругозор, развивается способность к художественному переживанию, эмоциональное начало находится в постоянной связи с интеллектуальной. На занятиях учащиеся играют с большим желанием и активным игровым тонусом. Повышенное эмоциональное состояние, вызываемое совместной игрой, обогащает музыканта, придает уверенность, раскрепощает и способствует развитию его как сольного исполнителя. Характерной особенностью совместной игры является эмоциональная отзывчивость партнеров, умение во время игры общаться и вести диалог. Ансамблевое исполнение предполагает игру без нот, что способствует развитию памяти. Понимание музыкальных взаимосвязей невозможно без развитого мышления, без формирования устойчивых музыкальных представлений. Коллективная форма музицирования формирует художественную индивидуальность ученика, способствует выявлению его творческих наклонностей. В творческом процессе развивается мышление, ассоциативные связи, воображение, формируется находчивость, сообразительность. Сама же ансамблевая игра способствует устранению многих недостатков: неумение выбрать ненужный темп, держать его, переходить от одного к другому, неполадки в исполнении полиритмии, в не выдерживании пауз и т.д. Единство метроритма в ансамбле достигается путем длительных и совместных репетиций, которые способствуют возникновению чувства локтя партнера, сближению ощущений и намерений каждого в единое целое. Первым партнером на первоначальном этапе коллективного музицирования, как правило является преподаватель. Это совместные проигрывания произведений с преподавателем на уроках специальности. Ученик должен слышать хорошую музыку в хорошем исполнении. Воспитательную роль в становлении юного музыканта сыграют знания, умения, навыки, которые
2
педагог будет передавать ученику в процессе занятий. Наиболее сильные впечатления остаются в детском возрасте и задача педагога - как можно больше оставить положительных впечатлений. Совместная работа в ансамбле с преподавателем способствует формированию у учащегося, необходимого для его будущей деятельности, чувства коллективизма. Особое значение в учебном процессе играет репертуар, который является основой обучения и воспитания. Правильно подобранные произведения с определенным художественным содержанием, помогут не только приобрести новые знания и навыки, но также будут способствовать воспитанию сторон характера и личности человека: заинтересованность, самостоятельность, творческая инициатива. Исполняя классическую музыку, народную, лучшие произведения советских композиторов, можно воспитать музыкальный вкус у учащихся, любовь к родной музыке и к музыке других народов. Большое учебно-воспитательное значение имеют концертные выступления учащихся. Сюда входят академические вечера, тематические встречи с музыкальными деятелями, фестивали, конкурсы, концерты вне стен учебного заведения, которые дают ученику не только исполнительскую практику, но и воспитывают культуру поведения на сцене, перед обществом.
Важнейшими задачами преподавателя в процессе коллективного музицирования являются: воспитание у учащихся сознательной творческой дисциплины, формирование высоких эстетических представлений и вкусов, привитие любви к музыкальному творчеству народов мира и через публичные выступления ансамбля, сделать молодое поколение активным пропагандистом музыкального искусства в обществе.
Музыкально-эстетическое воспитание в школе, как процесс, должно быть четко запланировано, так же, как запланирован учебный. Не все выпускники музыкальных школ выберут профессию – музыканта. Зная это, нужно дать подрастающему поколению ту базу музыкально-эстетического воспитания, которая помогла бы ему в недалеком будущем жить и трудиться в обществе, оставаясь при этом воспитанной и всесторонне развитой личностью.
3
Список использованной литературы:
«Музыкальная культура и образование» материалы
республиканской научно-практической конференции. Казань-
Тетюши 2004г.
«Ансамблевое исполнительство» примерные образовательные
программы для ДМШ и ДШИ. Казань 2000г.
«Класс баянного ансамбля в музыкальной школе» из сборника
методических материалов «Баян и баянисты» под редакцией Ю.Т.
Акимова М.; 1970г.
«Коллективное музицирование как форма коммуникативного
развития личности» Сборник статей г. Альметьевск 2021г.
4
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат