Конспект урока по математике 1 класс
на тему «Решение задач. Закрепление (Числа от 1 до10)»
Тип урока: Выявление недостающей информации
Цели
Образовательные: уточнение представлений об алгоритме и возможностях (не менее 2 чисел в условии) решения задачи. Закрепление умения дополнять условие задачи, анализировать его и правильно оформлять решение.
Развивающие: развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной и групповой работе, экологической культуры уч-ся.
Формирование УУД
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать структуру текстовой задачи, возможности её решения.
Уметь правильно оформлять решение задачи.
Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия: задача, условие (2 числа в условии задачи), вопрос, решение, ответ.
Метапредметные связи: окружающий мир, русский язык, чтение.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, программа PowerPoint, мультимедийный проектор, экран или
интерактивная доска, презентация, учебник по математике для 1 класса. М.И.Моро
«Математика», 1 часть М.: Просвещение, 2021
Для учащихся: учебник, тетрадь в клетку, карточки.
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Ребята , к нам пришли гости. Повернитесь, улыбнитесь, поздоровайтесь с ними. Садитесь.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
-Сегодня нам предстоит много вспомнить и повторить, чтобы потом отправиться в путь за новыми знаниями.
Неподготовленными разумные люди не отправляются. Что готовят путешественники прежде, чем отправиться в дорогу? Верно, чемодан с необходимыми вещами, маршрутный лист (вывесить на доску картинку раскрытого чемодана)
-Откроем тетради-это наши маршрутные листы и запишем число. Какое сегодня число? ( 16 декабря)
- По середине страницы отступаем 4 клетки вниз и в пятой записываем число.
-Скажите, какую оценку любят получать школьники? (5)
Давайте вспомним красивое и правильное написание этой цифры. Посмотрите. (на слайде)
Напишите её 1 раз.
Ребята, какую оценку не любят ученики и особенно их родители? (2)
Давайте посмотрим, как эту цифру правильно писать. (на слайде)
Напишите её рядом с пятёркой.
А теперь пропишите всю строчку этих цифр.
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
Игра “Засели домик”
(Четыре ученика у доски вписывают числа в окошки.)
2. Устный счет
Игра “Что должно быть у путешественника”
- Решите примеры, замените числа на буквы согласно шифру и вы узнаете, что необходимо брать с собой в путешествия (дети получают карточку с шифром и примерами (количество примеров по числу детей в ряду). Каждый ученик решает по одному примеру и передает следующему, и так до конца ряда. Если в каком-то ряду меньше детей, чем в остальных, один ученик решает два примера. Ученик, решивший последний пример, несет карточку учителю. Побеждает ряд, который решит примеры быстрее (при условии, что нет ошибок).)
6 - 1 =
1 + 2 =
7 - 3 =
5 - 1 =
4 + 2 =
9 - 2 =
6 + 2 =
9 - 7 =
3 - 2 =
ШИФР 1-А 2-В 3-Е 4-К 5-Л 6-Р 7-С 8-Т (Ответ: лекарства)
4. Работа над задачами
— По рисунку составьте задачу, которая решается сложением, и решите ее.
Вариант задачи. Путешественник взял в дорогу 3 футболки и двое штанов. Сколько предметов одежды взял путешественник?
Решение: 3 + 2 = 5 (пр.).
Ответ: 5 предметов одежды
— Назовите условие задачи, вопрос задачи.
— Измените данные так, чтобы ответ стал больше, меньше.
— По этому же рисунку составьте задачу, которая решается вычитанием, и решите ее.
Вариант задачи. Путешественник в дорогу взял 5 предметов одежды, 2 из них штаны. Сколько футболок взял путешественник?
Решение: 5— 2 = 3 (ф.).
Ответ: 3 футболки взял путешественник.
— Измените данные так, чтобы ответ стал больше. Как это сделать? (Поменять число 5 на большее или число 2 на меньшее.)
5. Игра «Молчанка»
(Учитель читает задачу, учащиеся показывают ответы с помощью карточек с цифрами.)
• У Кати было 9 игрушек. Из них 3 она повесила на елку. Сколько игрушек осталось у Кати? (6.)
• Дима пригласил на день рождения 3 девочек и 2 мальчиков. Сколько всего детей пригласил Дима на день рождения? (5.)
• На площадке играют 5 девочек, а мальчиков — на 2 больше. Сколько мальчиков играет на площадке? (7.)
• В вазе было 6 яблок. За обедом съели 3 яблока. Сколько яблок осталось в вазе? (3.)
• У Коли 4 мяча, а у Димы на 2 мяча меньше. Сколько мячей у Димы? (2.)
III. Самоопределение к деятельности
— Ребята, как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке?
- Правильно, сегодня мы будем отрабатывать навыки решения задач.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 116).
— Прочитайте условие задачи.
— Поставьте вопрос. (Сколько игрушек стало у Милы?)
— Выполните в тетради схематический рисунок к задаче, обозначив игрушки желтыми и зелеными квадратами.
— Каким действием будете решать задачу? (Сложением, потому что нужно найти, сколько стало всего.)
— Решите задачу. (4 + 3 = 7 (иг.).)
№ 2 (с. 116).
— Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Составить задачу. )
— Сколько слив на первой ветке? (6.)
— Сколько слив на второй ветке? (4.)
— На сколько стало меньше? (На 2.)
— Составьте условие задачи. (На ветке было 6 слив, стало на 2меньше.)
— Поставьте вопрос. (Сколько слив стало на ветке?)
— В тетради составьте краткую запись и решите задачу. (Один ученик выполняет краткую запись, записывает решение и ответ на откидной доске.)
№ 3 (с. 116).
— Прочитайте задачу.
— Назовите условие задачи.
— Прочитайте вопрос задачи.
(На доске две схемы.)
— Какая из схем подходит к задаче и почему? (Вторая, Павлик съел орехи, и орехов стало меньше.)
— Каким действием решается задача? (Вычитанием.)
— Запишите решение задачи в тетради.
(Проверка.)
Прочитайте решение и ответ задачи.
— Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Дополнить условие.)
— Прочитайте задачу и подумайте, какие слова нужно добавить. (У бабушки были только белые и черные кролики. Белых кроликов 3, а черных 2.)
— Прочитайте вопрос задачи. (Сколько всего кроликов было у бабушки?)
— Поднимите руку те, кто сможет сам решить задачу.
— Поднимите руку те, кому нужна моя помощь.
(Если помощь нужна немногим, учащиеся самостоятельно решают задачу, учитель помогает тем, кто испытывает затруднения. Далее фронтальная проверка. Если много таких, кто не может решить самостоятельно, задача разбирается коллективно.)
— Оцените свое умение решать задачи:
• молодец, все задачи решены верно;
• хорошо, допущены одна или две ошибки;
• нужно еще потренироваться в решении задач — ошибок больше двух.
VI. Закрепление изученного материала
— Посмотрите на примеры в первом столбике. Как вы будете рассуждать? (5 + 1 = 6, 6 — 2 = 4. Значит, 5 + 1 — 2 = 4.)
(По аналогии учащиеся решают примеры из второго столбика.)
№ 6 (с. 117).
(Устное выполнение.)
— Как по-другому из двух чисел составить число 8? (7 и 7, 2 и 6, 4 и 4.)
— Как составить число 6? (1 и 5, 3 и 3.)
— Число 7? (1 и 6, 2 и 5.)
— Число 92 (1 и 8, 2 и 7.)
№ 7 (с. 117).
Решение:
Всего
7
7
7
Зеленые
1
2
3
Красные
6
5
4
№ 9 (с. 117).
(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)
2. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 42.
— Составьте верные равенства и неравенства.
Решение:
7 + 2 = 9
7 - 2 = 5
9 - 2 > 5
5 + 2 < 9
5 - = 3
7 - 2 > 4
(Самостоятельное решение задачи. Один ученик записывает решение и ответ на доске. Самооценка с помощью “Светофора”.)
— Остальные задания выполните самостоятельно.
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 117). Взаимопроверка. Краткая запись, решение и ответ записаны на доске.)
Было — 6 г.
Съели — 2 г.
Осталось — ?
Решение: 6 — 2 = 4 (г.).
Ответ: в вазе осталось 4 груши.
— Оцените своего товарища.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему мы сегодня учились? Прочитайте в учебнике.
— Поднимите руки те, кто может сказать, что научился дополнять и решать задачи.
— Поднимите руки те, кому это пока еще трудно делать.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат