Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска
«Детский сад № 349 общеразвивающего вида»
Суслова Марина Александровна
воспитатель
Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста является приоритетной задачей на современном этапе. Овладение детьми ключевыми компетентностями обеспечивает дошкольникам ориентацию в многообразии окружающей действительности, понимании того, что мир богат и может быть осмыслен с разных сторон, а также успешное обучение в школе.
Целью компетентностно - ориентированного подхода в образовании является создание условий, необходимых для формирования ключевых компетентностей, проявления потенциальных возможностей, развития интересов и способностей детей дошкольного возраста в разных сферах человеческой деятельности. Иными словами, данный подход должен обеспечить ребенку способность быть субъектом своего физического, интеллектуального, личностного развития.
При данном подходе у детей дошкольного возраста в процессе обучения должны быть сформированы технологическая, информационная и социально-коммуникативная компетентность, которые позволят ему успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. Поиск путей и средств формирования ключевых компетентностей у детей - актуальная проблема сегодняшнего дня для многих педагогов. Важной составляющей данного подхода является выбор педагогических технологий, способствующих формированию компетенции дошкольников. По мнению многих ученых и практиков одной из таковых является технология, основанная на ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Данная технология развивает системное мышление и творческое воображение, обеспечивает умение обучающихся работать с любыми информационными потоками, систематизировать, классифицировать и преобразовывать окружающий мир, решать проблемы. Из большого арсенала средств технологии, основанной на ТРИЗ, важно отбирать методы, применение которых является эффективным на этапе формирования информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе реализации компетентностно - ориентированного подхода возникает много вопросов, а именно:
- как мотивировать детскую интеллектуально-творческую деятельность;
- как организовать работу детей по поиску информации;
-как научить детей самостоятельно отслеживать средства получения информации (рефлексировать).
Исходя из практики, считаю оптимальным условием применения данной технологии с целью формирования информационной компетентности воспитанников – игровую деятельность детей. Сформированность ключевых компетентностей у детей предполагает высокий уровень их самостоятельности в различных видах деятельности, в том числе и игровой. В связи с этим в дошкольных учреждениях уделяется много внимания тому, чтобы дидактические игры, игровые ситуации, игры - тренинги, игровые творческие задания и упражнения стали использоваться детьми в их самостоятельной деятельности. С этой целью взрослым необходимо отбирать и разрабатывать на основе методов ТРИЗ - технологии игры привлекательные для детей. Привлекательность игр обеспечивается введением игрового персонажа, сюжета, использованием соревновательных моментов, эмоциональным удовлетворением от выполнения роли ведущего и самостоятельного «наведения порядка» в игровом материале, сюрпризным моментом и др. Привлекательными для детей подобные игры становятся и за счет того, что дети сами участвуют в создании правил игры, имеют право выбора как самой игры, так и ее вариантов. Система таких игр создает педагогическую среду, в которой развиваются навыки проведения мысленных экспериментов, навыки работы с разного рода проблемами. Все эти игры оборудованы практическим материалом. Наличие материала и простые правила позволяют детям играть в эти игры самостоятельно. Поэтому применение таких игр эффективно при формировании информационной компетентности.
Таким образом, игры, основанные на технологии ТРИЗ, способствуют не только развитию мышления и воображения детей дошкольного возраста, формированию их навыков проведения мысленных экспериментов и работы с разного рода проблемами, но и являются эффективным средством формирования всех умений информационной компетентности воспитанников.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат