Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование и развитие мотивации студентов к изучению дисциплин . Работа №58364

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование и развитие мотивации студентов к изучению дисциплин
Работа:

Формирование и развитие мотивации студентов к изучению дисциплин

 

Авторы:

Антон Викторович Дроздов

Денис Николаевич Петрухненко

Московский транспортный колледж

(г. Москва)

 

В статье рассматриваются проблемы мотивации студентов к обучению. Способы и методы, обеспечивающие оптимальные условия для развития у обучающихся способности к самообразованию, самоопределению, к самостоятельности и самореализации, раскрывающие и развивающие их способности.

Независимо от стажа и опыта каждый преподаватель мечтает о том, чтобы его студенты хорошо учились, с интересом и охотой занимались изучением наук, творчески осваивали информацию. Но часто мы констатируем: «Умна голова, да не тому досталась», «Не хочет учиться», «Мог бы заниматься на «4» и «5», а желания нет». В этих случаях мы сталкиваемся вновь и вновь с отсутствием интереса к учению, т.е. с отсутствием мотивации к изучению предметов.

Одна из насущных проблем, с которой могут сталкиваться преподаватели многих дисциплин, - это отсутствие должного интереса к учению, получению знаний и развитию умений. Материал, даваемый на занятиях, не получая должной обработки в сознании студента, так и остается информацией, которая не трансформируется в знания, а умения которые преподаватель пытается формировать непосредственно на занятиях, как правило, остаются всего лишь заученной инструкцией, что не способствует эффективности учебного процесса и освоению обучающимся компетенций. Данная ситуация возможна даже в том случае, когда преподаватель заинтересовывает студентов и полученная информация толкает их к дальнейшему исследованию и осмыслению темы, однако механизм качественного развития навыка использования и применения полученных знаний и здесь остается нереализованным.

Для того чтобы обучающийся включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были просты и понятны, внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость и нашли отклик и опорную точку в его переживании.

Студента невозможно успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности в них, поэтому перед преподавателем стоит задача по формированию и развитию у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности.

Формирование мотивов учения — это создание условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их студентом и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Преподаватель при этом не занимает позицию наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически и дидактически продуманных приемов.

Мотивация как движущая сила поведения и деятельности человека является ведущим звеном в структуре личности и определяет эффективность любой деятельности субъекта, в том числе деятельности, направленной на получение образования. Наличие актуальной мотивации изучения учебной дисциплины является необходимым условием продуктивного обучения студента.

В природе человека заложено стремление учиться. Учение, овладение новыми навыками, знаниями являются деятельностью с большим мотивационным потенциалом. Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно, как эта деятельность осуществляется.

Учебная мотивация определяется рядом специфических для этой деятельности факторов:

самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

организацией образовательного процесса;

субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, ин

теллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими

обучающимися

и т. д.);

субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой отношения его к

обучающемуся

и

к делу;

спецификой учебно

й

дисциплины

.

Невысокий уровень мотивации может быть обусловлен несколькими причинами:

Неосознанный выбор профессии.

Недостаточность самоидентификации.

Недисциплинированность

Пропуски

занятий

,

а

следовательно

пробел в знаниях

,

и

потеря интереса к

обучению

.

5. Отсутствие привычки добывать знания, учиться.

В преподавании дисциплин необходимо использовать способы и методы, обеспечивающие оптимальные условия для развития у обучающихся способности к самообразованию, самоопределению, к самостоятельности и самореализации, раскрывающие и развивающие их способности. Цель преподавателя - помочь будущему специалисту выйти в режим развития, поверить в себя. Для реализации этой цели, для решения дидактических и развивающих задач каждого этапа занятия, закрепления сформированности общих и профессиональных компетенций могут применятся следующие приемы:

сочетание общегрупповой, групповой, индивидуальной работы;

составление логических цепочек;

применение разноуровневых заданий («стандарт», «хорошо», «отлично»);

различные формы опроса (

фронтальный

, «цепочка»);

творческие задания (создание презентаций, участие в конференциях и

викторинах

);

закрепление теоретических знаний с помощью

практикоориентированных

заданий;

участие студентов в презентации нового материала (создание слайдов);

работа с наглядными пособиями и макетами;

работа с учебной литературой (составление конспекта темы);

работа с карточками (составление различных заданий).

В виде логической цепочки формирование и развитие мотивации студентов к изучению дисциплин можно представить так:

1. Низкая мотивация студентов к изучению дисциплин.

2. Применение активных методов и форм в преподавании.

3. Опора на имеющийся багаж знаний и умений, личный опыт.

4. Практикоориентированные разноуровневые задания.

5. Создание траектории развития и ситуации успеха для каждого студента.

6. Повышение мотивации студентов к получению информации.

Подводя итог, следует сказать, что проблема мотивации обучающихся в настоящее время приобретает особое значение. Это вытекает из фактов, указанных выше, а также из одного основного требования, предъявляемого к среднему профессиональному образованию – непрерывности образования. Вместе с непрерывностью образования, параллельно с ним должна проходить мотивация обучающихся.

Литература

Маркова А. К.,

Матис

Т. А., Орлов А. Б.

Формирование мотивации учения. — М., 1990.

Выготский Л. С.

Педагогическая психология. - М., 1996.

ДусавицкийА

. К.

Формула интереса. - М., 1989.

Немов

Р. С.

Психология: Учебник. - М.: Просвещение: ВЛА

- ДОС, 1995.

Возрастная и педагогическая психология: Учебник

/ П

од ред.

Гамезо

. — М.: Наука, 1984.

Леонтьев А. Н.

Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Про

свещение, 1982.

Морозова Н. Г.

Учителю о познавательном интересе // Психо

логия и педагогика. 1979. № 2.

Щукина Г. И.

Активация познавательной деятельности уча

щихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979.

Ковалев В

.

И

.

Мотивы поведения и деятельности. — М., 1988.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×