Формирование и развитие мотивации студентов к изучению дисциплин
Авторы:
Антон Викторович Дроздов
Денис Николаевич Петрухненко
Московский транспортный колледж
(г. Москва)
В статье рассматриваются проблемы мотивации студентов к обучению. Способы и методы, обеспечивающие оптимальные условия для развития у обучающихся способности к самообразованию, самоопределению, к самостоятельности и самореализации, раскрывающие и развивающие их способности.
Независимо от стажа и опыта каждый преподаватель мечтает о том, чтобы его студенты хорошо учились, с интересом и охотой занимались изучением наук, творчески осваивали информацию. Но часто мы констатируем: «Умна голова, да не тому досталась», «Не хочет учиться», «Мог бы заниматься на «4» и «5», а желания нет». В этих случаях мы сталкиваемся вновь и вновь с отсутствием интереса к учению, т.е. с отсутствием мотивации к изучению предметов.
Одна из насущных проблем, с которой могут сталкиваться преподаватели многих дисциплин, - это отсутствие должного интереса к учению, получению знаний и развитию умений. Материал, даваемый на занятиях, не получая должной обработки в сознании студента, так и остается информацией, которая не трансформируется в знания, а умения которые преподаватель пытается формировать непосредственно на занятиях, как правило, остаются всего лишь заученной инструкцией, что не способствует эффективности учебного процесса и освоению обучающимся компетенций. Данная ситуация возможна даже в том случае, когда преподаватель заинтересовывает студентов и полученная информация толкает их к дальнейшему исследованию и осмыслению темы, однако механизм качественного развития навыка использования и применения полученных знаний и здесь остается нереализованным.
Для того чтобы обучающийся включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были просты и понятны, внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость и нашли отклик и опорную точку в его переживании.
Студента невозможно успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности в них, поэтому перед преподавателем стоит задача по формированию и развитию у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности.
Формирование мотивов учения — это создание условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их студентом и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Преподаватель при этом не занимает позицию наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически и дидактически продуманных приемов.
Мотивация как движущая сила поведения и деятельности человека является ведущим звеном в структуре личности и определяет эффективность любой деятельности субъекта, в том числе деятельности, направленной на получение образования. Наличие актуальной мотивации изучения учебной дисциплины является необходимым условием продуктивного обучения студента.
В природе человека заложено стремление учиться. Учение, овладение новыми навыками, знаниями являются деятельностью с большим мотивационным потенциалом. Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно, как эта деятельность осуществляется.
Учебная мотивация определяется рядом специфических для этой деятельности факторов:
самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
организацией образовательного процесса;
субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, ин
теллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими
обучающимися
и т. д.);
субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой отношения его к
обучающемуся
и
к делу;
спецификой учебно
й
дисциплины
.
Невысокий уровень мотивации может быть обусловлен несколькими причинами:
Неосознанный выбор профессии.
Недостаточность самоидентификации.
Недисциплинированность
Пропуски
занятий
,
а
следовательно
пробел в знаниях
,
и
потеря интереса к
обучению
.
5. Отсутствие привычки добывать знания, учиться.
В преподавании дисциплин необходимо использовать способы и методы, обеспечивающие оптимальные условия для развития у обучающихся способности к самообразованию, самоопределению, к самостоятельности и самореализации, раскрывающие и развивающие их способности. Цель преподавателя - помочь будущему специалисту выйти в режим развития, поверить в себя. Для реализации этой цели, для решения дидактических и развивающих задач каждого этапа занятия, закрепления сформированности общих и профессиональных компетенций могут применятся следующие приемы:
сочетание общегрупповой, групповой, индивидуальной работы;
составление логических цепочек;
применение разноуровневых заданий («стандарт», «хорошо», «отлично»);
различные формы опроса (
фронтальный
, «цепочка»);
творческие задания (создание презентаций, участие в конференциях и
викторинах
);
закрепление теоретических знаний с помощью
практикоориентированных
заданий;
участие студентов в презентации нового материала (создание слайдов);
работа с наглядными пособиями и макетами;
работа с учебной литературой (составление конспекта темы);
работа с карточками (составление различных заданий).
В виде логической цепочки формирование и развитие мотивации студентов к изучению дисциплин можно представить так:
1. Низкая мотивация студентов к изучению дисциплин.
2. Применение активных методов и форм в преподавании.
3. Опора на имеющийся багаж знаний и умений, личный опыт.
4. Практикоориентированные разноуровневые задания.
5. Создание траектории развития и ситуации успеха для каждого студента.
6. Повышение мотивации студентов к получению информации.
Подводя итог, следует сказать, что проблема мотивации обучающихся в настоящее время приобретает особое значение. Это вытекает из фактов, указанных выше, а также из одного основного требования, предъявляемого к среднему профессиональному образованию – непрерывности образования. Вместе с непрерывностью образования, параллельно с ним должна проходить мотивация обучающихся.
Литература
Маркова А. К.,
Матис
Т. А., Орлов А. Б.
Формирование мотивации учения. — М., 1990.
Выготский Л. С.
Педагогическая психология. - М., 1996.
ДусавицкийА
. К.
Формула интереса. - М., 1989.
Немов
Р. С.
Психология: Учебник. - М.: Просвещение: ВЛА
- ДОС, 1995.
Возрастная и педагогическая психология: Учебник
/ П
од ред.
Гамезо
. — М.: Наука, 1984.
Леонтьев А. Н.
Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Про
свещение, 1982.
Морозова Н. Г.
Учителю о познавательном интересе // Психо
логия и педагогика. 1979. № 2.
Щукина Г. И.
Активация познавательной деятельности уча
щихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979.
Ковалев В
.
И
.
Мотивы поведения и деятельности. — М., 1988.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат