Дата публикации:
19.09.2023
Автор:
Елена Михайловна Михайлова
Название работы:
Некоторый формы логопедической работы с дошкольниками
Работа:
Выполнила:
Учитель-логопед: Михайлова Елена Михайлова
МАОУ Тёсово-Нетыльской СОШ
(дошкольные группы)
Некоторые формы логопедической работы с дошкольниками.
Наблюдения показали, что использование в логопедической практике традиционных методов и приёмов не всегда приводит к положительным результатам.
Анализ специальной литературы даёт возможность говорить об эффективности введения в работу по предотвращению и исправлению речевых отклонений у детей шепотной речи.
По мнению авторов ряда исследований, использование шепотной речи вызывает у ребенка ориентировочную реакцию, повышает внимание к собственной речи, к речи окружающих. Всё это облегчает формирование умения слышать отдельные звуки внутри слова, что является необходимой предпосылкой формирования правильной речи.
М.Е. Хватцев рекомендовал использовать шепотную речь при постановке звука Р, при исправлении ускоренной речи дошкольников, при проявлении сиплого, хриплого и срывающегося голоса. Он утверждал, что введение шепотной речи снимает излишнюю возбужденность нервной системы ребенка, повышает слуховое и зрительное внимание.
В.И.Городилова и Е.И.Радина обращали внимание к шепотной речи как методическому приему для формирования у дошкольников слухового внимания. Шепотная речь может использоваться в работе, как профилактика моторного и сенсорного недоразвития, а также в процессе коррекционного воздействия при постановке, автоматизации и дифференциации звуков, при активизации и обучении связной речи.
Обучение шепотной речи может проводиться в форме речевых игр (коротких и длительных). В младшем дошкольном возрасте их организовывают один раз в день. В работе с детьми пятого-шестого года жизни речевые игры составляют часть занятия по родному языку и звуковой культуре речи.
В процессе коррекционной работы глухие согласные и сонорные отрабатывались первоначально на шепотной речи, а затем включались в нормальную речь. Ниже приводятся игры, которые можно использовать в речи с дошкольниками.
Игры для детей младшего возраста.
Сорока-белобока. Цель: развитие слухового внимания и движений пальцев рук. Воспитатель просит детей показать ладошку и говорить шепотом: Сорока-белобока кашу варила, детей кормила (малыши делают круговые движения пальцами одной руки по ладошке другой): этому дала, этому дала, этому дала, этому дала (дети загибают по очереди пальцы на руке), а этому не дала – он воду не носил, дрова не колол, печку не топил, каши не получил. Затем дети повторяют слова шепотом за воспитателем 2-3 раза.
Покажи как это? Цель: развитие словаря и слухового внимания.
Воспитатель говорит шепотом, а дети изображают жестом и мимикой:
- Водичка, водичка
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Игры для детей среднего возраста.
Кто летит (бежит, идет, прыгает)? Цель: накопление и уточнение словаря.
1 вариант. Воспитатель шепотом называет предметы, животных, птиц (5-6 названий), а дети показывают соответствующие им действия.
2 вариант. Воспитатель показывает движения (5-10), а дети шепотом говорят, кого или что он изобразил.
Эхо. Цель: развитие слухового внимания, восприятия и самоконтроля.
1 вариант.Воспитатель произносит слова тихим голосом, ребёнок повторяет шепотом.
2 вариант.Ребёнок говорит тихим голосом, а воспитатель повторяет шепотом. (Каждый вариант повторяется 2-3 раза).
Скажи, что ты слышишь? Цель: накопление словаря, развитие фразовой речи, фонематического слуха.
Дети, закрыв глаза, слушают различные звуки/ крик птицы, гудок машины, шелест листьев и др. (По сигналу педагога открывают глаза и шепотом говорят, что звучало). Игра повторяется 2-5 раз. и другие.
Лото. Цель: научить правильно соотносить слово, произнесенное шепотом, с изображением на карточке.
Для игры используется любое детское лото. Воспитатель раздает детям большие карты, маленькие берет себе. Затем показывает карточку, ребенок, у которого есть такое изображение на большой карте, называет его шепотом. Игра повторяется 2-5 раз.
Принести игрушки. Цель: развитие ориентации в пространстве, количественных представлений. Оборудование: мелкие игрушки.
Дети сидят на стульях. Воспитатель шепотом дает задание одному из детей принести определенное количество игрушек. Ребенок, выполнив задание, шепотом об этом рассказывает. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания. Игра выполняется 2-6 раз.
Угадай, кого не стало? Цель: развитие зрительного и слухового внимания.
Дети стоят в кругу (или сидят на стульях). Воспитатель выбирает водящего, который уходит за пределы комнаты или закрывает глаза. Кто-либо из детей выходит из круга и прячется. Водящий должен угадать – кого не стало. Если он затрудняется, то дети шепотом стараются ему помочь наводящими вопросами. Если водящий угадывает, то становится ведущим, а тот, кого он угадал – водящим. Если же не угадывает, то игра повторяется, но из круга выходит другой ребенок. Игра повторяется 2-3 раза.
Игры для детей старшего возраста.
Жмурки. Цель: развитие слухового аппарата. Дети стоят в кругу. По сигналу воспитателя они разбегаются, а водящий с завязанными глазами ловит. Пойманный ребенок должен шепотом сказать слово, а водящий угадать, что он сказал. Игра длится 5-10 минут.
Угадай, чей это голос. Цель: развитие слухового внимания.
Дети стоят в кругу, водящий - в центре. Играющие движутся по кругу со словами: Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку угадай,
Кто позвал тебя – узнай!
По сигналу воспитателя кто-либо из детей называет имя водящего, а тот определяет, кто его позвал. Игра длится 5-10 минут.
Поручения. Цель: развитие слухового самоконтроля. На расстоянии5-6 метров от детей воспитатель шепотом произносит несложные поручения: Саша, возьми мяч, положи на полку, Толя, открой дверь, Лиля, поиграй на арфе и т.д. игра длится 5-10 минут.
Куда бежать? Цель: правильно услышать ориентир и постараться добежать первым. Воспитатель стоит в центре полукруга детей и шепотом говорит: Раз, два, три, к (ориентиру) беги!. Ориентир: дерево, горка, домик и т.д. Кто первым прибежит, тот становится ведущим. Игра длится 10-15 минут.
Кто внимательный? Цель: развитие фразовой речи, слуха. Оборудование: куклы, кубики, машины и другие игрушки. Дети сидят на стульях. Вызванный ребенок выполняет задание, произнесенное ведущим шепотом (действия с игрушками).Водящим и ведущим могут быть дети, выбранные по желанию или считалкой. Расстояние до водящего от 3 до 5-6 метров.
Отгадай, кого я изображаю? Цель: развитие слухового контроля. Воспитатель жестами и движениями изображает, что делает человек той или иной профессии (машинистка, шофер, певица, маляр, повар, пианист), а дети отгадывают и шепотом называют. Игра длится 10-15 минут.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста для активизации правильной артикуляции шипящих и свистящих звуков можно использовать чистоговорки и стихи А.Барто.
Чистоговорки.
В лесу слышен шелест листьев.
Шишки на сосне, шишки на столе.
Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела еще выше.
У нас в печурке золотые чурки.
У мосточка под кусточком две лисички, две сестрички.
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Чики-чики-чикалочки, медведь едет на палочке, белка в тележке щелкает орешки.
Моем, моем трубочиста чисто-чисто-чисто-чисто! Будет, будет трубочист чист-чист-чист-чист!
На колючей ели новые качели. Это дед паучек их повесил на сучок.
Щука в озере плыла, щеткой вводу мела.
Суп варила для гостей, угощала пескарей.
Наша река широка как Ока.
Дети едят орешки и слушают потешки.
1
Скачать работу
Учитель-логопед: Михайлова Елена Михайлова
МАОУ Тёсово-Нетыльской СОШ
(дошкольные группы)
Некоторые формы логопедической работы с дошкольниками.
Наблюдения показали, что использование в логопедической практике традиционных методов и приёмов не всегда приводит к положительным результатам.
Анализ специальной литературы даёт возможность говорить об эффективности введения в работу по предотвращению и исправлению речевых отклонений у детей шепотной речи.
По мнению авторов ряда исследований, использование шепотной речи вызывает у ребенка ориентировочную реакцию, повышает внимание к собственной речи, к речи окружающих. Всё это облегчает формирование умения слышать отдельные звуки внутри слова, что является необходимой предпосылкой формирования правильной речи.
М.Е. Хватцев рекомендовал использовать шепотную речь при постановке звука Р, при исправлении ускоренной речи дошкольников, при проявлении сиплого, хриплого и срывающегося голоса. Он утверждал, что введение шепотной речи снимает излишнюю возбужденность нервной системы ребенка, повышает слуховое и зрительное внимание.
В.И.Городилова и Е.И.Радина обращали внимание к шепотной речи как методическому приему для формирования у дошкольников слухового внимания. Шепотная речь может использоваться в работе, как профилактика моторного и сенсорного недоразвития, а также в процессе коррекционного воздействия при постановке, автоматизации и дифференциации звуков, при активизации и обучении связной речи.
Обучение шепотной речи может проводиться в форме речевых игр (коротких и длительных). В младшем дошкольном возрасте их организовывают один раз в день. В работе с детьми пятого-шестого года жизни речевые игры составляют часть занятия по родному языку и звуковой культуре речи.
В процессе коррекционной работы глухие согласные и сонорные отрабатывались первоначально на шепотной речи, а затем включались в нормальную речь. Ниже приводятся игры, которые можно использовать в речи с дошкольниками.
Игры для детей младшего возраста.
Сорока-белобока. Цель: развитие слухового внимания и движений пальцев рук. Воспитатель просит детей показать ладошку и говорить шепотом: Сорока-белобока кашу варила, детей кормила (малыши делают круговые движения пальцами одной руки по ладошке другой): этому дала, этому дала, этому дала, этому дала (дети загибают по очереди пальцы на руке), а этому не дала – он воду не носил, дрова не колол, печку не топил, каши не получил. Затем дети повторяют слова шепотом за воспитателем 2-3 раза.
Покажи как это? Цель: развитие словаря и слухового внимания.
Воспитатель говорит шепотом, а дети изображают жестом и мимикой:
- Водичка, водичка
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Игры для детей среднего возраста.
Кто летит (бежит, идет, прыгает)? Цель: накопление и уточнение словаря.
1 вариант. Воспитатель шепотом называет предметы, животных, птиц (5-6 названий), а дети показывают соответствующие им действия.
2 вариант. Воспитатель показывает движения (5-10), а дети шепотом говорят, кого или что он изобразил.
Эхо. Цель: развитие слухового внимания, восприятия и самоконтроля.
1 вариант.Воспитатель произносит слова тихим голосом, ребёнок повторяет шепотом.
2 вариант.Ребёнок говорит тихим голосом, а воспитатель повторяет шепотом. (Каждый вариант повторяется 2-3 раза).
Скажи, что ты слышишь? Цель: накопление словаря, развитие фразовой речи, фонематического слуха.
Дети, закрыв глаза, слушают различные звуки/ крик птицы, гудок машины, шелест листьев и др. (По сигналу педагога открывают глаза и шепотом говорят, что звучало). Игра повторяется 2-5 раз. и другие.
Лото. Цель: научить правильно соотносить слово, произнесенное шепотом, с изображением на карточке.
Для игры используется любое детское лото. Воспитатель раздает детям большие карты, маленькие берет себе. Затем показывает карточку, ребенок, у которого есть такое изображение на большой карте, называет его шепотом. Игра повторяется 2-5 раз.
Принести игрушки. Цель: развитие ориентации в пространстве, количественных представлений. Оборудование: мелкие игрушки.
Дети сидят на стульях. Воспитатель шепотом дает задание одному из детей принести определенное количество игрушек. Ребенок, выполнив задание, шепотом об этом рассказывает. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания. Игра выполняется 2-6 раз.
Угадай, кого не стало? Цель: развитие зрительного и слухового внимания.
Дети стоят в кругу (или сидят на стульях). Воспитатель выбирает водящего, который уходит за пределы комнаты или закрывает глаза. Кто-либо из детей выходит из круга и прячется. Водящий должен угадать – кого не стало. Если он затрудняется, то дети шепотом стараются ему помочь наводящими вопросами. Если водящий угадывает, то становится ведущим, а тот, кого он угадал – водящим. Если же не угадывает, то игра повторяется, но из круга выходит другой ребенок. Игра повторяется 2-3 раза.
Игры для детей старшего возраста.
Жмурки. Цель: развитие слухового аппарата. Дети стоят в кругу. По сигналу воспитателя они разбегаются, а водящий с завязанными глазами ловит. Пойманный ребенок должен шепотом сказать слово, а водящий угадать, что он сказал. Игра длится 5-10 минут.
Угадай, чей это голос. Цель: развитие слухового внимания.
Дети стоят в кругу, водящий - в центре. Играющие движутся по кругу со словами: Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку угадай,
Кто позвал тебя – узнай!
По сигналу воспитателя кто-либо из детей называет имя водящего, а тот определяет, кто его позвал. Игра длится 5-10 минут.
Поручения. Цель: развитие слухового самоконтроля. На расстоянии5-6 метров от детей воспитатель шепотом произносит несложные поручения: Саша, возьми мяч, положи на полку, Толя, открой дверь, Лиля, поиграй на арфе и т.д. игра длится 5-10 минут.
Куда бежать? Цель: правильно услышать ориентир и постараться добежать первым. Воспитатель стоит в центре полукруга детей и шепотом говорит: Раз, два, три, к (ориентиру) беги!. Ориентир: дерево, горка, домик и т.д. Кто первым прибежит, тот становится ведущим. Игра длится 10-15 минут.
Кто внимательный? Цель: развитие фразовой речи, слуха. Оборудование: куклы, кубики, машины и другие игрушки. Дети сидят на стульях. Вызванный ребенок выполняет задание, произнесенное ведущим шепотом (действия с игрушками).Водящим и ведущим могут быть дети, выбранные по желанию или считалкой. Расстояние до водящего от 3 до 5-6 метров.
Отгадай, кого я изображаю? Цель: развитие слухового контроля. Воспитатель жестами и движениями изображает, что делает человек той или иной профессии (машинистка, шофер, певица, маляр, повар, пианист), а дети отгадывают и шепотом называют. Игра длится 10-15 минут.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста для активизации правильной артикуляции шипящих и свистящих звуков можно использовать чистоговорки и стихи А.Барто.
Чистоговорки.
В лесу слышен шелест листьев.
Шишки на сосне, шишки на столе.
Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела еще выше.
У нас в печурке золотые чурки.
У мосточка под кусточком две лисички, две сестрички.
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Чики-чики-чикалочки, медведь едет на палочке, белка в тележке щелкает орешки.
Моем, моем трубочиста чисто-чисто-чисто-чисто! Будет, будет трубочист чист-чист-чист-чист!
На колючей ели новые качели. Это дед паучек их повесил на сучок.
Щука в озере плыла, щеткой вводу мела.
Суп варила для гостей, угощала пескарей.
Наша река широка как Ока.
Дети едят орешки и слушают потешки.
1
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств