Автор: Лобачева Ольга Андреевна, старший воспитатель 1-ой квалификационной категории МБДОУ д/с № 303
Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников и эффективная форма социального партнерства педагогов, воспитанников и их родителей
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них у нас в ДОУ стала работа по созданию мини-музеев, которая тесно связана с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение. Создание мини-музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории родного края и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.
В результате анкетирования и в беседе с детьми, было выявлено, что родители не считают нужным посещать музеи с детьми дошкольного возраста. Многие родители даже не знают, какой музей можно посетить с ребёнком в городе. Поэтому перед нами встал вопрос как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация вряд ли поможет. Необходимо заинтересовать родителей и тем самым привлечь их к созданию собственного «музейного комплекса», который на данном этапе включает музейные композиции в групповых помещениях, в холлах детского сада и картинную галерею.
На общем родительском собрании были озвучены результаты анкетирования и обозначена проблема патриотического воспитания. Демонстрация видео, где воспитанники подготовительных групп презентуют свои мини-музеи, позволила заинтересовать родительскую общественность на совместную плодотворную работу в этом направлении.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини – музеями». Это название отражает и возраст детей, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Каждый мини – музей – результат общения, а также совместной работы воспитателей, детей и их семей.
В фойе ДОУ созданы традиционные музеи такие как, «Русская изба», «Город мой, любуюсь и горжусь тобой», «Обитатели Сибири», «Мир космоса». Экспонаты этих музеев постоянно пополняются с помощью педагогов, воспитанников и их родителей. Также существуют сменяемые экспозиции: «Береза – символ России», «Волшебница-вода», «Музей И.А. Покрышкина», «Разноцветная Россия».
В группах созданы такие мини-музеи, как «Закаменский аэродром», «Метрополитен», «Музей народной игрушки», «Музей русских народных сказок», «Музей памяти героев Отечества».
Экспонаты используются для проведения различных занятий, которые направлены на развитие речи, воображения, мышления, познавательной активности, творчества, эмоциональной сферы ребенка. Любой экспонат в музее может подсказать тему для интересного разговора. Ребята с удовольствием рассказывают о мини-музее, проводят экскурсии.
В результате проведенной работы можно сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее. Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев. Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат