«Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников посредством ознакомления с произведениями декоративно-прикладного искусства»
Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному искусству русского народа всегда являлось предметом пристального внимания воспитателей детских садов. ФГОС и программы воспитания и обучения в дошкольных учреждениях предусматривают, прежде всего, использование произведений народного декоративно-прикладного искусства в работе с дошкольниками для решения важных задач в области художественно-эстетического воспитания, как средство развития эстетической культуры личности и творческого потенциала ребенка.
Используемые формы обучения на основе народного творчества дают детям более глубокие знания, народное искусство обладает более широкими воспитательными возможностями.
Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную.
Из всех видов творчества дошкольникам наиболее понятны и доступны для восприятия народные промыслы, особенно когда они воплощены в игрушках и простых предметах быта. Народные игрушки – яркие, запоминающиеся, тёплые, весёлые – очень нравятся детям, и эти изделия помогают ненавязчиво знакомить дошкольников с народной культурой. Народная культура - кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственно-патриотическое воспитание ребенка.
Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности народов России: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Раннее знакомство с народными промыслами России, мастерством народных умельцев позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями, уважать свою культуру, стать настоящими патриотами своей Родины.
В основу моего педагогического опыта положена система мероприятий,
направленных на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников посредством ознакомления с произведениями декоративно-прикладного творчества.
Цель: создание условий для формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников посредством ознакомления с произведениями декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
1. Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории, мастерам-умельцам.
2. Знакомить детей с историй создания, особенностями внешнего вида и декора, исходным материалом и способом изготовления изделий народных промыслов.
3. Пополнять, уточнять, активизировать словарный запас детей.
4. Развивать координированные движения пальцев рук, зрительно-двигательную координацию.
5. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, целеустремленность, усидчивость, взаимопомощь, аккуратность, старательность, желание создавать прекрасное.
Условия реализации задач:
- Интеграция работы на основе народного творчества с различными направлениями воспитательной работы и видами совместной деятельности (познавательной, игровой, речевой, коммуникативной, художественно-творческой).
- Активное включение детей в различные виды деятельности.
- Использование разнообразных методов и приемов работы с детьми.
- Бережное, уважительное отношение к детскому творчеству, создание положительного эмоционального климата во время различных видов деятельности.
- Формирование предметно – пространственной развивающей среды: познавательной и творческой; изготовление дидактических игр.
- Привлечение родителей как непосредственных участников образовательного процесса.
- Поэтапная технология работы от простого к сложному, с учётом возрастных особенностей детей.
Формы и методы работы:
- Проведение тематических занятий и тематических бесед с применением ИКТ.
- Продуктивная деятельность (изготовление народных игрушек, декоративное рисование, лепка, аппликация по мотивам народных промыслов).
- Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала.
- Использование подлинных предметов определенного вида народного искусства и их изображения.
- Раскраски с элементами росписи.
- Использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества и инструментов для рисования.
- Экскурсия в «Русскую избу».
- Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.
- Мастер-классы для родителей с детьми.
- Оформление тематических стендов, педагогическое просвещение родителей.
- Дидактические игры.
- Праздники и развлечения.
- Рекомендации родителям о посещении с детьми музеев и выставочных залов.
- Организация выставок детского творчества «Народные мотивы», «Веселая ярмарка» с привлечением родителей.
Тематические занятия и беседы:
1. «Золотая хохлома»
2. «Сказочный мир дымковской игрушки»
3. «Городецкая роспись»
4. «Мезенская роспись»
5. «Лоскутные куколки»
6. «Щепная птица»
7. «Откуда к нам пришёл колокольчик»
8. «Путешествие в Каргополь»
9. «Народные промыслы Русского Севера».
10. «Платок узорный».
11. «Нарядные матрешки».
Результаты работы
Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что детей привлекают произведения народного искусства, они легко воспринимаются детьми. Это доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Особенно интересно проходят занятия, на которых ребёнок узнает об истории промысла, возникшего в родном крае.
У детей появилось желание узнавать о творчестве русских умельцев, истории возникновения промыслов.
Дети научились ориентироваться в различных видах росписи и различать изделия народных промыслов.
Познакомились с видами народной игрушки: матрешкой, дымковской глиняной игрушкой, лоскутной куклой, узнали, откуда появился колокольчик.
Приобрели трудовые и творческие умения и навыки.
Произведения народного творчества пробудили в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствовали воспитанию патриотических чувств.
Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогла развить не только творческую личность. Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат