РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
Куулар Б.Г., студентка филологического факультета,
направление подготовки «Педагогическое образование»
с двумя профилями подготовки
(профили «Русский язык» и «Литература»),
4 курса РЛ_309 группы
Научный руководитель: Сат К.А., доцент, к.ф.н.
ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», Кызыл, Россия
Аннотация: в статье рассматривается роль организации внеклассной деятельности по русскому языку в общеобразовательных школах. Автор анализирует задачи, особенности и формы внеклассной работы по русскому языку.
Ключевые слова: внеклассная работа, русский язык, школа.
Актуальность темы данного исследования определяется, как минимум, тем, что русский язык является основным в нашей стране, где проживают люди самых разных национальностей, и которым требуется знание данного языка для свободного взаимодействия с представителями другого этноса. В связи с этим в любой общеобразовательной школе РФ уделяется огромное количество часов на изучение русского языка, а учителя-предметники неизменно стремятся активизировать заинтересованность учащихся к своей дисциплине при помощи различных техник преподавания, в число которых входит и внеклассная деятельность.
Внеклассная работа по русскому языку – важнейшее звено в учебно-воспитательном процессе. Имея свое собственное содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы, внеклассная работа преследует главное: привить любовь к великому русскому языку, пробудить интерес к нему как к учебному предмету, повысить общую языковую культуру школьников, углубить и расширить их знания, получаемые на уроках. Не случайно Николай Максимович Шанский, российский лингвист-русист, так определил роль внеклассной работы: «Внеклассная работа должна прежде всего способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний и тем самым помогать учащимся в усвоении программного материала».
Иными словами, под внеклассной работой понимают специально организованные и целенаправленные занятия с учащимися воспитательного и образовательного характера, проводимые школой во внеурочное время.
Понятно, что внеклассная работа строится на добровольных началах при равном праве участвовать в ней как хорошо знающих предмет учащихся, так и слабо обучающихся. Особую активность приобретает индивидуальный подход к детям: учет их интересов и запросов, опора на их инициативу и самостоятельность, стимулирование любознательности и познавательной активности. Внеклассная работа позволяет ученикам общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений. Движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует школьнику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора лингвистического материала, форм общения с искусством слова, способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли корреспондента, оратора, исследователя и т.п. Это, по словам Бориса Михайловича Неменского, педагога, автора оригинальной программы эстетического воспитания школьников, «зона свободного поиска».
Внеклассная работа по русскому языку, как правило, ведется в учебном году параллельно с классными занятиями, но она, тем не менее, постоянно стремиться к некоторой автономности: к расширению и углублению знаний учащихся по предмету, к поискам форм, наиболее адекватно отражающих специфику занятий по интересам. Это кажущееся противоречие – тесная связь с обязательной программой и в то же время выход за ее пределы – составляет одну из особенностей внеклассной работы, которая призвана, развивая познавательные интересы ученика, учитывать эти интересы и опираться на них. Внеурочная работа, таким образом, может быть признана своеобразной формой научной популяции.
Существенную роль играет характер и объем материала, перенесенного с урока на внеклассные занятия. Как языковой, так и тематический материал для внеклассной работы должен отбираться с учетом возрастных интересов учащихся, их разговорных навыков, в соответствии с рекомендациями программы, без дублирования и повторения ее. Должен учитываться и региональный компонент с целью воспитания патриотизма, уважения к традициям предков и их продолжения. Объем предназначенного для внеклассных занятий материала должен определяться в зависимости от целей и задач конкретного мероприятия. Гораздо шире, чем на уроке, есть возможность использования межпредметных связей.
Виды и формы внеклассной и внешкольной работы многообразны. Наряду с уже установившимися, в известной мере традиционными формами жизнь выдвигает новые пути приобщения учащихся к русской речи, к словесному искусству. Появление множества интересных познавательных, интеллектуальных игр повлекло за собой совершенствование форм и методов внеклассной работы. Большой интерес учащихся вызывают массовые мероприятия. Участие в школьном литературном бале, в постановке спектаклей не только развивает познавательные способности учащихся, но и сплачивает ученический коллектив. Таким образом, решаются важные задачи: воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.
Именно такая целенаправленная работа позволяет учителю выявить способных, талантливых детей, а им, в свою очередь, раскрывать свои творческие способности, окунуться в мир словесности вне школьной программы.
Таким образом, внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Успех решения этих целей и задач во многом зависит от умения правильно организовывать внеурочные занятия с детьми.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат