«СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»
Учитель-дефектолог Трифонова Е.Ю.
КГБОУ «Лесосибирская школа», г. Лесосибирск
В последнее время в России на занятиях с детьми, стал активно использоваться метод сенсорной интеграции. Данный метод разработала американский доктор-трудотерапевт Джин Айрес. Еще в 50-х годах прошлого века, она работала над принципами терапии с помощью сенсорной интеграции. Позже этот метод стали применять для работы с детьми, имеющими различные нарушения развития, в том числе и умственную отсталость.
Сенсорная интеграция - это способность человека организовывать ощущения, которые испытывает организм для обучения, совершения движений и нормального поведения. Метод сенсорной интеграции предполагает работу педагога со всеми органами чувств ребенка: осязание, вестибулярный аппарат, ощущения тела, обоняние, слух, зрение, вкус[2].
Существует такой термин, как «дисфункция сенсорной интеграции» или «нарушение сенсорной обработки». Означает комплексное церебральное расстройство, которое нарушает нервное и психическое расстройство ребенка. Дети с данным расстройством неверно интерпретируют ежедневную сенсорную информацию: обонятельную, зрительную, слуховую, двигательную. Это приводит к различным нарушением в развитии и поведении детей, влияет на их обучаемость и социальную адаптацию[1].
Для нарушений сенсорной обработки, характерны такие проявления, как: задержка речевого развития, повышенная или пониженная чувствительность к прикосновениям, звукам, движениям, невнимательность, трудности адаптации, нарушение зрительного контакта, ритуальное поведение, несформированность игровой деятельности, снижение вкусовых рецепторов[3].
Существует множество причин, которые приводят к нарушениям сенсорной интеграции. К ним относятся: генетическая предрасположенность, различные родовые травмы, патологии в младенческом возрасте, нарушения нервно-психического развития, детский церебральный паралич (ДЦП), врожденный аутизм, расстройства аутистического спектра (РАС), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)[2].
Стоит отметить, что большинство детей с умственной отсталостью имеют те или иные сенсорные нарушения и требуют регулярных, комплексных занятий с использованием метода сенсорной интеграции. На каждом занятии обязательно должны присутствовать различные элементы работы с нарушениями сенсорной интеграции[4].
В нашей школе элементы сенсорной интеграции используются на дефектологических занятиях для детей начальной школы с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Также имеется специально-оборудованная сенсорная комната, где проходят занятия с детьми.
Коррекционно-развивающие занятия проходят в игровой форме. С учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка подбираются виды физического взаимодействия и активности направленные на получение сенсорного опыта.
Каждое званятие начинается с массажа рук, который заключается в легких поглаживаниях по направлению от кончиков пальцев к центру руки, сначала рукой, затем шестигранным карандашом, в заключении ребенку предлагаются массажные шарики для самомассажа.
Для развития тактильной стимуляции используются игры с водой, песком, тестом, пластилином, пальчиковыми красками, сыпучими материалами (разнообразные крупы, фасоль, горох , макаронные изделия и др.). Дети в игровой форме переливают воду в разные сосуды, пересыпают песок и ищут в нем мелкие игрушки, сортируют крупы. На занятиях используются образцы разных
тканей и материалов (гладкий, шершавый, мягкий, твердый, колючий и др.).
Для детей, у которых имеются проблемы с вестибулярным аппаратом (проблемы с координацией движений, страх падений, лестниц и т.д.) в нашей сенсорной комнате имеется множество приспособлений для проприоцептивной стимуляции. Данный метод может помочь, как успокоить, так и взбодрить ребенка. Для этого испльзуются различные раскачивающиеся игрушки, батуты, большие терапевтические мячи.
Часто дети испытывают трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Они много бегают, прыгают, могут ломать вещи и игрушки. Такие дети нуждатся в регулярных нагрузках, которые помогут успокоиться их нервной системе. Для этого в нашей школе используются различные утяжелители. Например утяжеляющее одеяло, которое оказывает глубокое давление на тело ребенка, помогая ему успокоиться.
Важной частью работы является методическое сопровождение использования методов сенсорной интеграции родителями с детьми дома. Для этого используются следующие формы работы с родителями: семинар-практикум, знакомство с различными играми и занятиями для сенсорной интеграции, мастер-класс по работе с мультисенсорным пособием в домашних условиях. После каждого занятия я обсуждала с родителями, что происходило на занятии, показывала примеры работ, выполненных в классе, отвечала на вопросы. Родители делились о своих наблюдениях: удаются ли определенные виды работ, что нравится детям, какие возникают сложности.
Таким образом, сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с умственной отсталостью способствует развитию слуховой, зрительной, осязательной функции, вестибулярного аппарата. Занятия положительно сказываются на поведении, эмоциональном спокойствии, двигательной функции, способствуют развитию речи детей с особенными потребностями.
Библиографический список
1. Ананьев Б. Г. «Психология и проблемы человекознания» Гл. II «Сенсорно-перцептивная организация человека» - М.: АСТ, 2009.
2. Лынская М. И. Значение сенсорного воспитания в работе с детьми, страдающими алалией / / Проблемы современного образования. 2013 № 2.
3. Садовская Ю.Е. Сенсорные расстройства у детей, систематизация и диагностика / / Особый ребенок. Исследование и опыт помощи, научн,-практ, сб, - 2009. вып 6-7. – М. ЦАП. – С.28-40.
4. Улла Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге»-М.: Теревинф, 2016.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат