ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Рогова А.С.
ОГБОУ «Лицей №9 г. Белгорода» г. Белгород
Формирование функциональной грамотности у современного школьника является важнейшей задачей школы на сегодняшний день. Развитие умений ставить и изменять цели своей деятельности, ее задачи, а также планировать и контролировать свои действия, критически оценивая, является стандартом воспитания и обучения ребенка.
Сравнивая с элементарной грамотностью как со способностью читать, понимать, составлять тексты, выполнять арифметические действия, функциональная грамотность имеет ряд отличий. Она является определенным уровнем знаний, умений и навыков, позволяющим личности нормально существовать в системе социальных отношений и являющимся тем минимумом, необходимым для решения широкого диапазона задач в различных сферах деятельности.
Функционально грамотная личность – это личность, способная ориентироваться в современном мире и действовать в соответствии с общественными ценностями и интересами.
Одной из составляющей функциональной грамотности является математическая грамотность. Математическая грамотность – это способность распознавать проблемы в окружающей действительности, которые возможно решить математическими средствами; изъясняться математическим языком; решать проблемы, используя математические знания, правила и методы; интерпретировать полученные результаты и записывать окончательные.
Формирование навыка решения математических задач, умение их анализировать и интерпретировать в более понятном виде дает возможность сформировать у обучающих логическое мышление, критическую оценку ситуации, необходимых в повседневной жизни.
Приобретается привычка систематизировать, анализировать, обобщать, что способствует формированию математической грамотности учеников.
Формирование математической грамотности подразумевает обязательное применение математических знаний на практике.
Математическая грамотность состоит из трёх компонентов:
- воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений;
- установление связей и интеграции материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи;
- математические размышления, требующие обобщения и интуиции.
Путем достижения необходимого результата является использование практико-ориентированного подхода в обучении, которое позволяет раскрывать связи между дисциплинами, бытовой жизнью и трудностями, которые возникают в повседневной рутине. Главной задачей такого похода – формирование у школьников тех знаний, умений и навыков, которые пригодятся и могут быть использованы в различных сферах жизни, а также правильно понимаются и используются. Практико-ориентированные задания являются средствами, способными добиться необходимого результата при таком подходе.
Практико-ориентированные задания – это задания, которые отражают ситуации реальной жизни и связаны с формированием необходимых практических навыков, в том числе и навыков элементарной профессиональной деятельности.
Один из важных аспектов при составлении и использовании практико-ориентированных задач – способность заинтересовать, увлечь обучающихся проблемой, которую необходимо раскрыть. Проблема должна быть увлекательна настолько, чтобы ученики сами захотели ее решить, тем самым закрепив интеллектуальные и эмоциональные связи с новым знанием. Формулировка вопроса должна быть понятна и близка потребности ребенка в определенном возрасте.
Один из главных вопросов при составлении практико-ориентированных заданий – способность заинтересовать обучающихся, составить увлекательное задание в проблемной ситуации, продемонстрировать связь проблемы с повседневной жизнью, найти такую формулировку проблемного вопроса, чтоб школьник был заинтересован в поиске ответа.
Можно выделить следующие особенности практико-ориентированных заданий: значимость, формулировка задачи как сюжетной проблемы, различное представление информации и данных, понимание применения результата, нестандартная структура вопроса, наличие избыточных или недостаточных данных, многообразие решения.
Педагогу, использующего в своей работе практико-ориентированные задания, необходимо определить, какими инструментами он должен пользоваться, как оценивать работу и результат, то есть определенные критерии и структура готового решения.
Постоянная работа по решению практико-ориентированных задач на уроках математики, несомненно, дает хорошие результаты, заметно повышая уровень математической грамотности учащийся, и подготавливая их не только к успешной сдаче экзаменов, но и давая ценные навыки по применению математических знаний в реальной жизни.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат