Нетрадиционные методы и приемы развития речи детей среднего дошкольного возраста.
Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности.
Речевое развитие детей должно быть актуальным в работе всех педагогов ДОУ. Поэтому начиная с младших групп, необходимо работать над этой областью. Преодолев 3-летний рубеж, дети продолжают стремительно развиваться и моя задача, как педагога правильно помочь малышам в их прогрессе. В работе с детьми успешно применяем современные и нетрадиционные технологии в работе по развитию речи. Из опыта работы с детьми 4-5 лет, отмечу несколько технологий, которые вызывают у детей наибольший интерес и дают неплохой результат.
I. Метод наглядного моделирования Этот метод показал свою эффективность в работе по коррекции речи у детей дошкольного возраста. Благодаря этому приему ребенок начинает представлять себе визуально такие абстрактные явления, как текст, слова и звуки. Это облегчает понимание процесса работы с этими языковыми элементами. К нему относятся: опорные схемы, мнемотаблицы, пиктограммы, предметные картинки. Средства наглядного моделирования используются при обучении дошкольников пересказу, составлению рассказов. Эффективным методом, обеспечивающим успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире и др., является Мнемотехника. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинают работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходят к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Использование «Живых мнемотаблиц», ускоряет процесс запоминания у детей, так как повышает их интерес.
Эйдотехника, как одна из разновидностей мнемотехники, помогает развивать и обобщать различные образы через умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки предмета, т.е. пользоваться «заместителями».
Принцип Эйдотехники заключается в следующем: любую информацию можно представить в виде ассоциативных образов, которые очень быстро запоминаются и с такой же легкостью могут потом воспроизводиться.
II. Следующим эффективным методом развития связной речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, Синквейна. Синквейн с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.
III. Одним из самых используемых нетрадиционных технологий считается Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером. Отличительная особенность которой заключается в усвоении обобщенных алгоритмов организации собственной творческой деятельности.
ТРИЗ помогает в: обучении детей по созданию образных характеристик объектов, в котором представлены технологические цепочки, позволяющие достаточно гарантированно научить детей 3 - 7 лет составлению сравнений, загадок и метафор; в составлении детьми рифмованных текстов; в обучении детей составлению творческих рассказов по картине; в обучении дошкольников составлению текстов сказочного содержания.
Для развития связной речи детей используют следующие методы ТРИЗ:
1. «Синектика». Автор этого метода предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии – скажем так познание путём сравнения, сходство предметов явлений в каких-либо свойствах. Этот метод ТРИЗ я начала применять на втором этапе по развитию связной речи детей, используя приёмы: а) эмпатии - личностная аналогия. Предлагаю детям представить самих себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
Можно предложить детям представить себя на месте наблюдаемого: «А что если ты превратишься в кустик? О чём мечтаешь? Кого боишься? »
2. «Мозговой штурм» (МШ). Это метод коллективного поиска оригинальных идей. Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия расковывающие ребенка.
Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.
Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо - плохо», т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д. Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.
3.Следующий этап я посвятила обучению детей составлению загадки. Для составления загадок я использовала модель, разработанную А. А. Нестеренко.
1.Придумать, о чём (о ком) будет загадка.
2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более трёх).
3.К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.
4.Добавить слова связки: как, но не.
На третьем этапе детям предлагала решать сказочные задачи и придумывать разные сказки.
Интересно и эффективно в работе со сказкой использовать МШ.
Я применила МШ в свободной деятельности с маленькой группой детей 5 лет из трёх человек. Рассматривая иллюстрации к сказке «Теремок» я спросила – Как сохранить теремок невредимым? Как сделать так, что бы в нём мог жить медведь? Идей было несколько, в итоге решили, что звери помогли медведю построить новый теремок и нарисовали его.
Результатами использования приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста являются:
Повышение концентрации внимания;
Повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи;
Развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
Развитие памяти, активизация мыслительной деятельности;
Совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи.
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития», Л. С. Выготский.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат