Музыкальный диктант (от лат. Dikto- диктую, повторяю) представляет собой запись нот на слух: преподаватель проигрывает несколько раз музыкальный фрагмент (одноголосный, двухголосный или многоголосный), после чего учащиеся должны записать на нотном стане воспроизведённый отрывок, определив его музыкальный размер, ритм и прочее.
Как пишет А.Л. Островский в своей книге «Методика теории музыки и сольфеджио»: «Цель музыкального диктанта – воспитать навыки непосредственного перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления и возможно более быстрого закрепления их в виде нотной записи».
В курсе сольфеджио обучение подразумевает не только практические упражнения данной и смежных дисциплин, но и всю музыкальную деятельность учащегося, закрепляющую его знания. Таким «закрепляющим» моментом является запись музыки, т.е. музыкальный диктант. В самом деле, для того чтобы записать исполняемый в данную минуту отрывок музыкального произведения или зафиксировать звучащую в памяти музыку, следует обладать хорошо развитым слухом и достаточным запасом теоретических знаний. Чтобы ясно и совершенно конкретно проанализировать то, что слышишь, недостаточно осознать закономерности музыкальной речи данного отрывка, надо уметь грамотно, на основе полученных теоретических знаний, записать эту музыку. Здесь вполне уместно провести аналогию с навыками в обучении чтению и письму на родном языке. Длительный путь постижения грамоты необходим для того, чтобы создать неразрывную связь видимого – слышимого, связи непосредственной и прямой.
Есть несколько видов записи и воспроизведения диктантов, как для учащихся, так и для учителя.
Учащиеся:
- традиционная запись
Использование тетради, карандаша и ластика. В запасе у учащихся от 8 до 12 прослушиваний, нет возможности фрагментарного прослушивания, общий подход к учащимся. Плюсы – доступно, проверено временем.
- работа у доски
Использование фрагментарного анализа произведения, есть возможность индивидуального фрагмента для каждого (например, примеры по 4 такта или общий диктант на всех, но для каждого свой такт). Плюсы – доступно, меньше стресса, ведь им писать всего 1 такт, а также может быть помощь со стороны других учащихся. Минусы – слишком легкая работа.
- интерактивная запись
Есть возможность выдать каждому по диктанту (0 шанса для списывания), возможность фрагментарного прослушивания, индивидуальный подход. Минус – дорого и практически невозможно.
Учитель:
- традиционное воспроизведение
Проигрывание диктантов на фортепиано
- фрагментарная-карточная
Запись на доске или использование карточек
- Использование записей
Аудио записи диктантов, запись на синтезаторе
- использование живого исполнения (скрипка, флейта, баян и т.д)
- автодиктанты
В завершении своего сообщения хочу отметить важность использования традиционных методов записи и воспроизведения диктантов, ведь они прошли испытание временем и показывают хорошие результаты, но использование интерактивных методов сейчас крайне актуально, ведь дети растут в мире высоких технологий, они им близки и являются неотъемлемой частью их жизни, а значит будут понятны, интересны и завлекательны.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат