Системно-деятельностный подход на уроках биологии.
"СКАЖИ МНЕ — И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ — И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ МНЕ ДЕйствовать самому — И Я научусь."
КОНФУЦИЙ
Данная китайская мудрость очень точно отражает идею системно-деятельностного подхода в образовании. Задача учителя биологии, научить детей добывать знания самостоятельно, находить проблемные места в обучении и понимать, что для нового действия необходимы новые знания. Учеными установлено, что только 10% информации ученики запоминают на слух,20 – зрительное восприятие, и до 70% усваивается ребенком, если он выполняет действия самостоятельно. Поэтому педагог должен всегда понимать, что его задача состоит в том, чтобы направлять учащегося, дать ему развиваться самому, но в тех рамках, в которых нужно учителю. Поэтому я стараюсь, как учитель: ненавязчиво стимулировать, организовывать и направлять учебную деятельность ученика так, чтобы он сам добывал знания и оперировал ими.Дети из объекта обучения становятся активными субъектами деятельности( активными участниками процесса).
Важное место в своей работе я уделяю использованию различных форм самостоятельной работы. Различные виды исследовательской деятельности:
Экспресс- исследование: цель – самостоятельное проведение исследования и
оформление
.Н
апример
- наблюдение за птицами на
кормушке,за
поведением
домашних животных и т.д.
Проведение учебного эксперимента: сюда входят лабораторные и практические работы.
Исследования – соревнования, на уроках так же эффективны.
Например
найти ошибке в тексте.
Творческие задания. Сочинения: « Путешествия с капелькой воды по растению», « Путешествие по клетке»
,
к
россворды,викторины,презентации
.
Летние задания:
- Составить гербарий (различных семейств покрытосеменных растений, виды сложных листьев у растений, виды жилкования листьев у растений и др.)
- Составление коллекций ( коллекции бабочек, раковин брюхоногих или двухстворчатых моллюсков и др.)
В своей практике я стараюсь предложить детям занимательное, проблемное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным. Часто включаю проектную деятельность в обычный урок. Для лучшего усвоения и понимания в 8 классе по теме: « Личность и ее структура» проводились интегрированные уроки с психологом. Психологом были предложены практические задания на развитие памяти, внимания, определения темперамента.
Домашние задания также могут носить исследовательский характер:
Описание растений и животных по плану.
Наблюдения за живыми объектами
(
за поведением рыб в аквариуме, поведением хомячка в клетке, реакцией комнатных растений на время суток и др.).
Наблюдение за своим организмом (частота дыхания после физической нагрузки реакцией организма на время суток и др.).
Важно так организовать учебную работу, чтобы обучающиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: можно сделать акцент на значимость ожидаемых результатов, предложить оригинальное или неожиданное сформулированное учебное задание. Важно обеспечить « видение» обучающимися. Все это обеспечивает познавательную активность и эффективность учебного процесса.
Автор:учитель биологии МБОУ « СОШ №45» г.Кемерово
Красикова Алла Леонидовна
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат