Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Жирных Марина Александровна,
воспитатель МБОУ «Общеобразовательная школа
психолого-педагогической поддержки
с осуществлением медицинской реабилитации
детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата № 100».
Аннотация: В статье определены и охарактеризованы методы формирования гражданско-патриотических качеств личности, используемых в педагогической деятельности с детьми с ОВЗ. Автор статьи описывает содержание и подходы к организации и проведению мероприятий, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность, предоставление возможностей для самореализации, социализации подростков, демонстрацию значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, младшие школьники, ограниченные возможности здоровья.
Основной целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В Законе РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в муниципальных образовательных организациях. Также закон определяет задачи патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
В Федеральном государственном образовательном стандарте для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС ОВЗ) подчеркивается значимость и актуальность патриотического воспитания. Право воспитывать патриотизм предоставляется семье и образовательным организациям. Ценностными ориентирами ФГОС ОВЗ
являются обращение к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания детей с ОВЗ. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И. Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты.
Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются большинством педагогов-новаторов. В этом направлении работают И. А. Пашкович, Т. А. Касимова, Н. К. Беспятова, Т. С. Буторина, Т. А. Орешкина и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения.
Современные реалии требуют от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самостоятельности можно достигнуть успехов в этом направлении.
Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания детей с ОВЗ состоит в том, что результат не так ощутим, как с нормотипичными детьми. Патриотические чувства не возникают сами по себе. Их формирование зависит от развития мыслительной деятельности ребенка. Они формируются на основе установок, мировоззрения и его опыта, который приобретается им в семье и детском коллективе через ведущий вид деятельности.
Рассмотрим методы формирования гражданско-патриотических качеств личности у детей с ОВЗ.
В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков гражданских качеств особую роль сыграли П. П. Блонский, А. С. Макаренко, И. Н. Руссу, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, я выделила для себя группы методов по работе с детьми с ОВЗ:
I. Методы формирования сознания личности (убеждение, внушение, классные часы и беседы, лекции, дискуссии, метод примера).
Постановка воспитанника в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.
II. Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения (педагогическое требования, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод-требование, создание воспитывающих ситуаций, общественное мнение, поручение, коллективно-творческое дело, метод проектов).
Необходимо создавать ситуации, в которых ученик упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества (участие детей в общешкольных мероприятиях: соревнования, викторины, конкурсы, оформление стенгазет и др.). С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.
III. Методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, викторины, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха).
Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает детей к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.
При работе с детьми с ОВЗ важно соблюдение следующих принципов:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности, активности воспитанников;
- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
- принцип опоры на положительное;
- принцип включения в деятельность.
Таким образом, формирование гражданско-патриотических качеств личности у детей с ОВЗ является целенаправленным, специально организуемым процессом.
Гражданско-патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение воспитанников в специфическую гражданскую деятельность.
Список литературы
Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.
Бачевский
, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.
Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н.
К.Беспятова
, Д.
Е.Яковлев
. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
Буторина
, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С.
Буторина
, Н. П.
Овчинникова
– СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
Касимова
, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.
А.Касимова
, Д.
Е.Яковлев
. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат