Дата публикации:
04.10.2023
Автор:
Ахматьянова Альбина Ахатовна
Название работы:
Использование грамматических таблиц на уроках.
Работа:
Использование грамматических таблиц на уроках башкирского языка
Если рассматривать башкирский язык как систему, то грамматика является одним из важнейших её компонентов. Нельзя выучить язык, не зная и не понимая ее грамматики. На своей практике я проработала разные методы изучения грамматики на уроках башкирского языка. Наиболее оптимальным зарекомендовал себя способ обучения, в рамках которого наравне с функциональным овладением используется сознательное овладение грамматическим материалом.
Эффективным и лаконичным способом подачи грамматического материала представляется объяснение с использование таблиц и схем. Работать с ними можно по-разному. На занятиях использовались как готовые таблицы из различных учебных пособий, так и собственные. Следует отметить, что из готового учебного материала при работе с грамматикой прекрасно зарекомендовали себя пособия М. Г. Усмановой, в которых в виде компактных таблиц изложены основные морфологические и синтаксические грамматические явления. При изучении новой темы схемы и таблицы помогают систематизировать полученную информацию, и способствуют быстрому запоминанию. Обязательно следует сравнивать с грамматикой русского языка. Например:
Һан китаптар
Исемкилеш китапҡа
китап
Зат китабым
При этом, на каждом уроке необходимо акцентировать внимание на том, что башкирский язык- это агглютинативный язык, в котором словоизменение происходит путем присоединения различных аффиксов.Например: китап+тар+ым+дың (моих кних). Зная это, учящиеся при работе со словарем или разговорником, будут быстрее находить перевод нужного слова.
На каждую грамматическую тему можно разработать схему. Например при изучении темы Построение предложения”, Главные и второстепенные члены предложения необходимо дать следующую схему.Это один из вариантов.
Можно дать задание учащимся самим разработать схему, после объяснения грамматического материала..Например:
Берлектәге исем
Күплек ялғауы
Эйәлек ялғауы
Килеш ялғауы
дәфтәр
дәфтәрҙәр
дәфтәрҙәрем
дәфтәрҙәремдең
Данный вид работы можно применить на этапе закрепления пройденной темы
Заинтересовало детей и сподвигло на творческую работу задания с заполнениями таблиц. Учащиеся выполняя это задание применяют все свои знания. Выполняя его дети должны объединяться в группы из двух и более человек. Например: -найти из текста слова имеющие падежные окончания и вписать в таблицу. Напиши вопросы к словам.
Алма баҡсаһында.
Әсәйем мине алма баҡсаһына алып барҙы. Барып ингәс тә баҡсаның иҫ киткес матур булыуына хайран ҡалдым. Йәшел, ҡыҙыл, һары емештәр бик күп. Ағастарҙың төптәрендә, ерҙә лә алмалар ята. Мин кәрзингә тиҙ генә йыя башланым. Шул саҡ әсәйем хужаны күреп ҡалды. Ул беҙгә алма йыйышырға ярҙам итте. Кәрзиндән алмалар ҡойола башлағас, беҙ ҡайтырға сыҡтыҡ.
Килештәр
Һүҙҙәр
Һорауҙар
Төп килеш
алма
Нимә?
Эйәлек килеш
баҡсаның
Нимәнең?
Төшөм килеш
хужаны
Кемде?
Төбәү килеш
кәрзингә
Нимәгә?
Урын- ваҡыт килеш
төптәрендә
Нимәлә?ҡайҙа?
Сығанаҡ килеш
кәрзиндән
Нимәнән?ҡайҙан?
Для формирования и совершенствования лексико-грамматических навыков каждый учитель определяетнабор тренировочных упражнений, использование которых считает наиболее рациональным. Система тренировочных упражнений имеет большое значение, потому что их применение должно обеспечивать закрепление в памяти учеников лексики, грамматически правильную связь слов при построении предложений, связных высказываний.
Применение таблиц дает возможность быстро построить большое количество предложений, многократно повторив грамматическую структуру.
По результатам анкетирования учащихся, школьники назвали использование таблиц и схем наиболее быстрым и эффективным способом работы с грамматическими явлениями. Таблица и схемы позволяют экономить время, быстрее запоминать, а коммуникативная направленность грамматических упражнений ведёт к повышению мотивации изучения языка и, следовательно, формированию коммуникативной компетенции по башкирскому языку.
Таким образом, изучение грамматики башкирского языка с помощью таблиц и схем является успешным методом, доказавшим свою эффективность на практике.
сифат
исем
исем
рәүеш
ҡылым
Скачать работу
Если рассматривать башкирский язык как систему, то грамматика является одним из важнейших её компонентов. Нельзя выучить язык, не зная и не понимая ее грамматики. На своей практике я проработала разные методы изучения грамматики на уроках башкирского языка. Наиболее оптимальным зарекомендовал себя способ обучения, в рамках которого наравне с функциональным овладением используется сознательное овладение грамматическим материалом.
Эффективным и лаконичным способом подачи грамматического материала представляется объяснение с использование таблиц и схем. Работать с ними можно по-разному. На занятиях использовались как готовые таблицы из различных учебных пособий, так и собственные. Следует отметить, что из готового учебного материала при работе с грамматикой прекрасно зарекомендовали себя пособия М. Г. Усмановой, в которых в виде компактных таблиц изложены основные морфологические и синтаксические грамматические явления. При изучении новой темы схемы и таблицы помогают систематизировать полученную информацию, и способствуют быстрому запоминанию. Обязательно следует сравнивать с грамматикой русского языка. Например:
Һан китаптар
Исемкилеш китапҡа
китап
Зат китабым
При этом, на каждом уроке необходимо акцентировать внимание на том, что башкирский язык- это агглютинативный язык, в котором словоизменение происходит путем присоединения различных аффиксов.Например: китап+тар+ым+дың (моих кних). Зная это, учящиеся при работе со словарем или разговорником, будут быстрее находить перевод нужного слова.
На каждую грамматическую тему можно разработать схему. Например при изучении темы Построение предложения”, Главные и второстепенные члены предложения необходимо дать следующую схему.Это один из вариантов.
Можно дать задание учащимся самим разработать схему, после объяснения грамматического материала..Например:
Берлектәге исем
Күплек ялғауы
Эйәлек ялғауы
Килеш ялғауы
дәфтәр
дәфтәрҙәр
дәфтәрҙәрем
дәфтәрҙәремдең
Данный вид работы можно применить на этапе закрепления пройденной темы
Заинтересовало детей и сподвигло на творческую работу задания с заполнениями таблиц. Учащиеся выполняя это задание применяют все свои знания. Выполняя его дети должны объединяться в группы из двух и более человек. Например: -найти из текста слова имеющие падежные окончания и вписать в таблицу. Напиши вопросы к словам.
Алма баҡсаһында.
Әсәйем мине алма баҡсаһына алып барҙы. Барып ингәс тә баҡсаның иҫ киткес матур булыуына хайран ҡалдым. Йәшел, ҡыҙыл, һары емештәр бик күп. Ағастарҙың төптәрендә, ерҙә лә алмалар ята. Мин кәрзингә тиҙ генә йыя башланым. Шул саҡ әсәйем хужаны күреп ҡалды. Ул беҙгә алма йыйышырға ярҙам итте. Кәрзиндән алмалар ҡойола башлағас, беҙ ҡайтырға сыҡтыҡ.
Килештәр
Һүҙҙәр
Һорауҙар
Төп килеш
алма
Нимә?
Эйәлек килеш
баҡсаның
Нимәнең?
Төшөм килеш
хужаны
Кемде?
Төбәү килеш
кәрзингә
Нимәгә?
Урын- ваҡыт килеш
төптәрендә
Нимәлә?ҡайҙа?
Сығанаҡ килеш
кәрзиндән
Нимәнән?ҡайҙан?
Для формирования и совершенствования лексико-грамматических навыков каждый учитель определяетнабор тренировочных упражнений, использование которых считает наиболее рациональным. Система тренировочных упражнений имеет большое значение, потому что их применение должно обеспечивать закрепление в памяти учеников лексики, грамматически правильную связь слов при построении предложений, связных высказываний.
Применение таблиц дает возможность быстро построить большое количество предложений, многократно повторив грамматическую структуру.
По результатам анкетирования учащихся, школьники назвали использование таблиц и схем наиболее быстрым и эффективным способом работы с грамматическими явлениями. Таблица и схемы позволяют экономить время, быстрее запоминать, а коммуникативная направленность грамматических упражнений ведёт к повышению мотивации изучения языка и, следовательно, формированию коммуникативной компетенции по башкирскому языку.
Таким образом, изучение грамматики башкирского языка с помощью таблиц и схем является успешным методом, доказавшим свою эффективность на практике.
сифат
исем
исем
рәүеш
ҡылым
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств