ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА
Перепечина Юлия Эдуардовна
Магистрант, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Россия, г. Тула
Аннотация: в статье раскрываются условия использования интерактивного взаимодействия для повышения навыков сотрудничества у учащихся. Данные методы интерактивного взаимодействия помогут учащимся не только усовершенствовать свои знания в предметных областях, но и развить коммуникативные навыки, которые положительно отразятся в других видах деятельности.
Последние годы все большую популярность набирает инновационный подход к образованию, который обусловлен особенностями развития жизни в обществе. Современное образование нацелено на выполнение заказа социума и государства в целом. И, соответственно, главным результатом учащихся на каждом этапе обучения является владение социально полезными знаниями, умениями и навыками.
Переход к инновационному образованию осуществился относительно недавно и самая основная его характеристика это индивидуально-личностный подход. Инновационное образование предполагает использование современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса, раскрытие потенциала ребенка, развитие и укрепление уже имеющихся знаний.
В настоящее время наиболее важным результатом обучения в школе является готовность к сотрудничеству, которая включает в себя такие важные навыки как: ведение диалога, поиск компромиссов, реализация созидательной деятельности. Достижение данной цели возможно исключительно во взаимодействии в предметно-практической деятельности.
Так, в последнее время педагогами стали активно использоваться интерактивные формы и методы обучения, ядром которых является не только диалоговое взаимодействие, но и внутри- и межгрупповое. Данный подход дает возможность преподавателям осуществить развитие, как в предметном, так и воспитательном планах.
Стоит отметить, что понятие интеракция пришло к нам из зарубежа ( от англ. interaction – взаимодействие). Данное понятие впервые ввел американский философ Джордж Мид. Оно использовалось в социологии и социальной психологии для анализа жизнедеятельности человека, конкретно осознания самого себя в ситуациях общения с людьми.
В педагогике данное понятие рассматривается с позиции совместной деятельности, имеющей цель и предполагаемый результат. По мнению С.С. Кашелева отличительными особенностями именно педагогического взаимодействия являются: смыслотворчество, свобода выбора, создание ситуации успеха, которая включает в себя позитивных настрой и оптимистичных подход к оцениванию общего и личного результата деятельности.
Однако не всякое педагогическое взаимодействие может быть эффективным. Поэтому для его наиболее успешной реализации стоит учитывать следующие условия:
– равенство партнеров ( ученик-ученик; ученик- педагог);
– почтительное принятие партнера и его точки зрения;
– активность всех участников взаимодействия;
– актуальная проблемная ситуация (в противном случае внимание участников не будет акцентировано, что приведет к потере взаимодействия);
– наличие плана работы: мотивация формирования нового опыта, его осмысление, применение и рефлексия.
Интерактивное взаимодействие строится в форме диалога, в процессе которого происходит обмен информацией и мнениями по проблемной ситуации, которую перед учащимися ставит педагог. В таком диалоге ставятся речемыслительные задачи, при решении которых преобразуется сам субъект учебной деятельности.
Данный результат достижим при использовании таких технологий интерактивного обучения как: «мозговой штурм», дискуссии, дебаты, беседы, «круглый стол», анализ конкретных ситуаций, игры и проекты, техника ликвидации тупиковых ситуаций, инсценировки и прочее. Стоит отметить, что использование данных технологий уместно только в том случае, если они отвечают поставленным задачам по выбранной проблеме.
Интерактивное взаимодействие включает в себя следующие этапы: подготовка, реализация и рефлексия. На первых из них происходит конкретная постановка проблемы, выбор способов и путей ее решения и, соответствующая реализация выбранных методов. Более сложным и важным представляет собой этап рефлексии, поскольку она рассчитана на анализ всех этапов и компонентов своей деятельности. В процессе рефлексии происходит анализ учебного материала и сама деятельность, также настрой и эмоциональное состояние. В соответствии с этим она может проводиться не только в конце взаимодействия, но и по ходу учебного процесса. Так, учащиеся должны стараться адекватно оценивать свои результаты, в последствие чего определять цели для дальнейшей работы и корректировать свою последующую деятельность.
Таким образом, в течение организации логичного, целенаправленного и систематического использования технологий интерактивного взаимодействия в образовательном процессе, учащиеся смогут усовершенствовать целый ряд умений:
– высказывать свое мнение и аргументировать свою позицию;
– уважать чужое мнение и уметь отстаивать свое;
– понимать и принимать чужую точку зрения;
– принимать участие в диалогах и полилогах с представителями различных социальных групп;
– анализировать результаты взаимодействия и давать оценку своей деятельности и деятельности других участников взаимодействия;
– самостоятельно действовать и повышать уровень своего самообразования;
– видеть проблему и находить способы ее решения;
– работать с различной информацией и творчески мыслить.
Подводя итог, можно однозначно утверждать, что приобретенные школьниками навыки сотрудничества в процессе интерактивного взаимодействия в образовательном процессе, помогут учащимся добиваться высоких результатов не только в предметных областях, но и в других видах деятельности, обогащая их знания и опыт.
Список литературы:
1. Гейхман Л. К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход // Образование и наука. – 2002. – № 3. – С. 135–146.
2. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике: учеб. пособие. Мн.: Высш. шк., 2004. 176 с.
3. Клушина, Н.П. Интерактивные формы и методы обучения как условие формирования субъектности личности в образовательном процессе вуза: мат. XIII науч.техн. конф. «Вузовская наука – СевероКавказскому региону» / Н.П. Клушина. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. – 181 с.
4. Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта// Педагогика. – 2000 – №7 – с. 56_64.
5. Матвиенко, Т.И. Интерактивные методы обучения как средство самовоспитания будущих учителей: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.И. Матвиенко. – Оренбург: ГОУ ВПО ОГУ, 2009. – 22 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат