Эффективные приемы формирования духовно-нравственного воспитания через внеурочную деятельность учащихся кадетских классов.
«Из всех, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добро» - слова Л.Н.Толстого о нравственном воспитании.
«Воспитывать ум ребенка, не привив ему нравственных ценностей, – значит воспитывать угрозу для общества» К.Д. Ушинский
В настоящее время вопрос духовно- нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно- нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной задачи очевидна, т.к во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано».
С открытием новой школы у нас появились новые возможности. В сентябре 2021 г. на базе нашей школы были открыты 4 кадетских класса в старшем звене. Был заключен договор о сотрудничестве с воинскими частями № 98552 и № 79222. Были созданы все условия для духовно-нравственного воспитания детей через внеурочную деятельность.
Конечно же, общее образование детям даёт школа, но развитию личности, раскрытию его способностей и духовно-нравственному воспитанию способствует именно внеурочная деятельность. Нравственные знания, которые дети приобретают на внеурочных занятиях, информируют их о нормах поведения в современном обществе, дают представление о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей, формируют терпимость и учат взаимопониманию.
Достаточно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его общечеловеческие ценности: любовь к матери, к Родине, патриотизм, свободу воли, понятие добра и зла, совесть, веру в себя, надежду.
Реализуяобщеинтеллектуальное направление, мы стремимся не только кусвоению программного материала, но и расширению общего кругозора, формированию и развитию умений самостоятельно добывать необходимые знания, приобретать умения и навыки. На курсе «Мир информатики» ребята развивают свои мыслительные качества, речь. Дети с удовольствием проверяют свою эрудицию на интерактивных тренажёрах, учатся работать с компьютером. На внеурочных занятиях, посвящённых проектной деятельностивсе обучающиеся были включены в работу, учились грамотному написанию проектов и их защиты перед аудиторией. Проводя исследовательскую работу кадеты приобретают новые знания. Итогом проектной деятельности стало участие кадетов в НПК.
Воспитание патриотизма и гражданственности к Родине нужно начинать с любви к родному краю, к Родине. На курсе «История Отечества», ребята более подробно знакомятся с историей России, узнают о героизме людей нашей страны, ребенок переживает судьбу своей Родины, своего края с древних времен до современности, осмысливают место семьи в обществе, свое место в мире, дети узнают символы российского государства.
На курсе «Мастерская солнца» кадеты выполняют рисунки и поделки, связанные с героическими страницами истории Родины, с государственными праздниками, обрядовыми праздниками своего народа. Обращаясь к народному искусству, дети узнают о традициях русской культуры, о её развитии, о быте русского народа, познают красоту мира.
В общекультурном направлении внеурочной деятельности курс «Ритмы танца» - хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное пластическое развитие. Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец «Вальс кадетов» стал «визитной карточкой» наших ребят.
Курс «Вокал» - вокально-хоровое пение, являясь важным компонентом морального становления личности кадетов. Чувство патриотизма формируется через эмоциональное переживание, где объектами идентификации являются герои песен и музыкальных произведений. В рамках патриотического воспитания, добровольной подготовки к военной службе воспитанников, программой предусмотрено изучение строевых песен и музыки в воинских ритуалах.
Курс«Азбука кадета» определяет содержание, основные направления патриотического воспитания в кадетском классе и направлена на понимание патриотизма и гражданственности, укрепление силы духа, стойкости характера у воспитанников, способствует расширению представления учащихся 5-8 кадетских классов о кадетском образовании, военном деле, развитию коммуникативных навыков, необходимых человеку, военному, на профессиональном поприще.
В рамках курса «Медицинской подготовки» кадеты знакомятся с историей развития медицины, разнообразием и функциями медицинских специальностей и учреждений, с видами заболеваний, различными травмами и неотложными состояниями человека. Формируется устойчивая потребность к ведению здорового образа жизни как ведущему фактору сохранения личного и общественного здоровья. Дается общее представление об анатомии и физиологии человека. Отрабатываются практические приемы оказания первой медицинской помощи при различных травмах и повреждениях. Формируется тактика поведения в стрессовых ситуациях, способствующих сохранению жизни и здоровья. Сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие – это важная и неотъемлемая часть подготовки кадет как будущих воинов, поэтому важное место в программе уделяется изучению темы «Основы здорового образа жизни». Особое внимание уделяется гигиене современного школьника, влиянию внешних факторов на состояние его здоровья.
Принимая участие в курсах спортивно -оздоровительного направления (ОФП, «Вольная борьба», «Футбол», «Строевая подготовка», «Меткий стрелок», «Волейбол») мы формируем знания о здоровом образе жизни, прививаем желания укреплять своё здоровье, соблюдать правила личной гигиены. Дети с огромным удовольствием принимают участие во всех спортивных мероприятиях. Во время спортивных занятий кадеты не только тренируются но и учатся гуманным отношениям между собой во время игр, отношениям взаимного сотрудничества и коллективизма, общительности и коммуникабельности. Воспитываются такие важные качества, как воля, сознательная дисциплина. Дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Кадеты участвуют во всех школьных мероприятиях, но в то же время поддерживая школьные традиции, создаем и свои. Результатом этой работы является: «Торжественное принятие в кадеты», «Отчетное мероприятие кадетских классов».
Работа в духовно-нравственном направлении – это долгий кропотливый труд. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота!
важно, чтобы дети выросли:
- настоящими гражданами: любили свою страну, истории, обычаи, язык, желали стать на ее защиту, если это потребуется.
- трудолюбивыми – испытывали потребность в созидательной трудовой деятельности, понимали пользу труда для себя и общества.
– умели согласовывать свои желания с желаниями других, умели координировать свои усилия с усилиями других, умели подчиняться и умели руководить.
– уважали себя при уважении других, выросли честными и правдивыми, нравственно чистыми, скромными.
Опрос, проведенный в конце учебного года, показал, что было интересно ребятам. Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год.
Результат достигается через:
Уроки
Комбинированные уроки
Кинопросмотры
Экскурсии
Изучение исторического наследия
Творческие мероприятия
Беседы
Ролевая игра
Ситуативный час общения
Спортивные праздники
Тесное общение учитель-родитель-ребенок
В своей работе мы использую коммуникативные, исследовательские и игровые технологии. На внеурочных занятиях через игру, анализ ситуаций, взятых из жизни, через проявление творческих способностей помогаем учащимся познать себя и окружающий мир. Учим их ценить труд людей, свободу свою и чужую, любить всё живое, терпимо относиться к окружающим.
Свой доклад хочется закончить такими словами: «Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. С.И.Ожёгов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка».
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат