Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ. Работа №58766

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ
Работа:

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Шибзухова Л.А.

Научный руководитель: Токмакова Р.А.

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

г. Нальчик

Аннотация: В статье рассмотрены основные критерии и показатели инновационной деятельности высших учебных заведений. Система мониторинга инновационной деятельности вуза, реализованная на основе комплексной интегрированной информационной системы, обеспечивает прослеживаемость результативности и эффективности управления инновационной деятельностью вуза.

Ключевые слова: инновации в образовании, показатели, инновационная деятельность, наука, вуз, оценка.

Abstract: The article considers the main criteria and indicators of innovation activity of higher educational institutions. The system of monitoring the innovation activity of the university, implemented on the basis of a comprehensive integrated information system, ensures traceability of the effectiveness and efficiency of the management of innovation activity of the university.

Keywords: innovations in education, indicators, innovative activity, science, university, assessment.

В условиях перехода России на инновационный тип развития одной из основных проблем является нехватка, а в отдельных случаях и полное отсутствие квалифицированных кадров. Решению данной проблемы способствуют высшие учебные заведения, которые ориентированно на инновации. Основными задачами, стоящими перед ВУЗами являются – содействие в формировании инновационного пути развития российской промышленности, активное участие в реализации инновационных научно-исследовательских проектов, постоянная ориентация на разработки сложной научно-технической продукции в соответствии с потребностями экономики.

По словам Ю. Ю. Миловой, инновационная деятельность ВУЗа направленна на решение следующих задач:

– создание и организация производства новой продукции (товаров, работ, услуг);

– создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

– применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;

– развитие и совершенствование национальной и региональной инновационной системы;

– эффективное и рациональное использование интеллектуальных ресурсов ВУЗа;

– формирование устойчивого интеллектуального потенциала, способного инициировать и реализовывать инновационные проекты различной сложности и направленности [1].

По мнению П. В. Ефремовой, инновационная деятельность – это то, что должно лечь в основу философии современного, динамично развивающегося, эффективного (с позиции заинтересованных сторон) ВУЗа [2].

Она считает, что инновационная деятельность ВУЗа должна рассматриваться в аспекте основных направлений деятельности ВУЗа: научно-исследовательском, образовательном и административном. При этом она отмечает, что наиболее пристальное внимание нужно уделять научно-инновационной сфере деятельности ВУЗа, в то время как перспективы развития и результаты инновационной деятельности по прочим направлениям не менее важны для повышения эффективности его функционирования.

 

Цель исследования: оценка критериев результативности инновационной деятельности вузов.

Результаты исследования. В качестве обобщающей оценки научно-технического потенциала применяются накопленные затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) разных сроков старения, фундаментальных и прикладных исследований и разработок. Крупные компании разных стран мира ежегодно вкладывают в НИОКР огромные средства. Это связано с тем, что быть конкурентоспособным на современном рынке, не будучи при этом технологически развитым, невозможно [3, 4].

Количественные показатели охватывают:

– объемы используемых затрат на НИОКР по секторам и отраслям науки и по отраслям национальной экономики;

– численность занятых в сфере НИОКР по секторам науки (фундаментальная, прикладная ВУЗовская, заводская), по отраслям науки и по научным специальностям, а также по отраслям национальной экономики.

Финансовое обеспечение научно-технической деятельности не является в полном смысле составляющей научно-технического потенциала, хотя и характеризует его. Оно отражает возможности, создаваемые экономическими факторами развития, и способствует росту научно-технического потенциала и его отдельных составляющих.

Оценка кадровой составляющей осуществляется по следующим показателям:

– общая численность лиц, связанных с НИОКР;

– численность персонала по видам деятельности (фундаментальные и прикладные исследования), численность лиц по квалификационным группам (доктора и кандидаты науки, научные работники без ученых степеней);

– распределение численности по должностной структуре.

В настоящий момент не существует известного критерия, а также интегрального или универсального индикатора инновационной деятельности. Исследователи выделяют следующие разновидности инновационной деятельности:

– доля прикладных инновационно-ориентированнных НИР, технические задания, которые основаны на маркетинговых исследованиях, от общего числа выполняемых ВУЗом тем – это рекомендуемый уточняющий показатель составляющей научно-инновационной деятельности. Его использование позволило бы учесть потенциальное наличие такого свойства будущих инноваций, как их коммерческую применимость;

– доля НИР, представляющих собой дополнительные исследования для превращения научно-технического результата в инновацию, либо для ее «доводки», от общего числа выполняемых НИР – это показатель такой важнейшей составляющей научно-инновационной деятельности, как непосредственное создание инноваций средствами научной деятельности;

– отношение числа создаваемых и/или совершенствуемых экспериментальных образцов к количеству тем НИР – это еще один возможный показатель такой важнейшей составляющей научно-инновационной деятельности ВУЗа, как непосредственное создание инноваций средствами научной деятельности;

– сведения об организации (создании, выделении) временного экспериментального производства, производственного участка характеризуют научно-инновационную деятельность на стадии подготовки к выпуску нового продукта после завершения собственно исследований и до передачи процессной инновации на промышленное предприятие;

– данные о приобретенном производственном оборудовании и инструменте (либо только об уникальном оборудовании) могут быть использованы для оценки такой грани ИП как наличие материальных предпосылок к выпуску нового продукта. Возможный показатель для их адекватного отражения – это отношение стоимости таких закупок к общему объему финансирования НИР;

– данные о наличие маркетинговой службы, а также о проведении научно-информационным подразделением целенаправленной популяризационно-рекламного сопровождения созданных в организации новшеств и инноваций в определенной степени отражали бы такую грань инновационного потенциала, как способность к успешному продвижению технических решений на рынок;

– данные о развитии международного сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности приемлемо характеризует инновационный потенциал только в том случае, если в них приведены сведения о деятельности, направленной на зарубежную продажу лицензий, другой международной рекламно-маркетинговой деятельности, объектом которой была бы интеллектуальная собственность. Такие сведения отразят такую грань инновационного процесса, как способность к успешному продвижению технических решений на внешний рынок.

Существуют также рейтинги инновационных ВУЗов. Из проанализированных нами рейтингов выделим:

– Глобальный инновационный индекс (Global Innovation Index (GII));

Европейское инновационное табло (European Innovation Scoreboard);

Проект ASTRA «Жизненно важные признаки инноваций» (Alliance for Science Technology Research in American (ASTRA) Innovation Vital Signs project);

– Отчет Организации экономического сотрудничества и развития «OECD Reports and Recommendations»;

Рейтинг издания The TIMES (The Times Higher Education World University Rankings);

Методология и система показателей, разработанных в рамках проекта European Indicators and Ranking Mythology for University Third Mission (E3M);

Система показателей, разработанная университетом прикладных наук Proposal for RDI Performance Indicators for Universities of Applied Sciences;

Рейтинг университетов QS World University Rankings;

– Национальный рейтинг классических и исследовательских университетов Интерфакс по критерию «Инновации и Предпринимательство»;

– Мониторинг реализации программы развития инновационной инфраструктуры в Российских ВУЗах.

Выводы. Сегодня инновационная деятельность в образовании – это необходимое условие для достижения качества образования, подготовки конкурентоспособного и мобильного специалиста. Обеспечивают инновационную деятельность ВУЗа преподаватели и специалисты, обладающие современным мышлением, владеющие новыми образовательными, информационно-коммуникационными технологиями, готовые эффективно действовать в изменяющихся социально-экономических условиях. Система мониторинга инновационной деятельности вуза должна быть реализована на основе комплексной интегрированной информационной системы и обеспечивать прослеживаемость результативности и эффективности управления инновационной деятельностью вуза.

 

Библиография:

Милова Ю. Ю. Управление инновационной деятельностью высшего учебного заведения // Экономика, управление, финансы. – Пермь: Меркурий, 2014. – С. 25-27.

Ефремова П. В Совершенствование системы управления инновационной деятельностью в ВУЗе путем формирования инновационной инфраструктуры // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – №2. – С. 312-323.

Ермаков А. С. Оценка инновационной деятельности ВУЗов. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2013. – С. 41-42.

Ефремова П. В. Показатели оценки эффективности развития инновационной деятельности ВУЗов // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – №3. – С. 989-1010.

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×