Хотиева Алина Михайловна
учитель-логопед МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №27 п. Разумное»
Севостянова Анастасия Андреевна
учитель-логопед МОУ «Начальная школа «Парус детства» с. Репное»
Изотова Елена Николаевна
Учитель-логопед МДОУ «Детский сад №7 комбинированного вида», г.Валуйки
Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
Логопедия – это наука и практика, направленная на изучение и коррекцию нарушений речи. Она играет важную роль в развитии коммуникативных навыков у детей и взрослых. Одним из ключевых аспектов логопедической работы является правильная постановка звуков. В этой статье мы рассмотрим формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков и его значение в процессе развития речи.
Произнесение звуков – это сложный процесс, который требует согласованной работы артикуляторов (органов речи). Звук образуется благодаря изменениям, которые происходят в полости рта, гортани и носа. Один из важнейших компонентов этого процесса – это воздушная струя.
Воздушная струя – это поток воздуха, который проходит через полость рта и гортань при произнесении звука. Этот поток воздуха является неотъемлемой частью артикуляции звука и влияет на его звучание. Воздушная струя может быть направлена разными способами, в зависимости от конкретного звука. Поэтому на этапе подготовке к постановке звука, формирование воздушной струи, занимает важную роль. Важность формирования воздушной струи заключается в следующем:
1. Звуковое образование. Воздушная струя является источником звука. Она создает вибрации в гортани, что приводит к образованию звуковой волны. Это начальный этап образования звука, и правильное управление воздушной струей определяет, каким будет звук.
2. Артикуляционные особенности. Направление и сила воздушной струи влияют на форму и характеристики звука. Например, для звука "п" воздушная струя должна быть блокирована губами и затем резко выпущена, создавая плоский звук.
3. Артикуляционные дефекты. Несовершенное управление воздушной струей может привести к артикуляционным дефектам. Например, если воздушная струя не блокируется полностью при произнесении звука "б", то возникает дефект "беглого" звука, что может затруднять восприятие речи и вызывать затруднения в общении.
Процесс формирования воздушной струи при постановке звуков может варьироваться в зависимости от конкретного звука. Давайте рассмотрим некоторые примеры.
1. Губные звуки. Для звуков, произносимых с участием губ, таких как "п", "б", "м", воздушная струя блокируется полностью губами. Затем губы резко открываются, и воздушная струя освобождается, создавая звук.
2. Звуки с участием зубов и губ. Например, для звука "ф", губы прижимаются к верхним передним зубам, создавая узкий щель. Воздушная струя проходит через эту щель, создавая звук, похожий на "ф".
3. Переднеязычные небно-зубные звуки. Шипящие звуки, такие как "ш", "щ", "ж", формируются путем направления воздушной струи между верхними передними зубами и альвеолярным горбом. Это создает шипящий звук.
4. Переднеязычные зубные звуки. Многие звуки формируются с участием языка. Например, для звука "т" кончик языка касается альвеолярного горба, блокируя воздушную струю. Затем язык быстро отходит, и воздушная струя освобождается, создавая звук.
5. Заднеязычные звуки. Звуки, произносимые задней частью языка, такие как "к", "г", "х", создаются путем прижатия задней части языка к мягкому небу, блокируя воздушную струю. Затем язык отходит, и воздушная струя освобождается.
Для детей и взрослых с нарушениями произношения и артикуляции формирование воздушной струи может быть сложным. Поэтому в своей работе следует использовать следующие методы:
1. Работа перед зеркалом. В своей работе рекомендуется использовать зеркало, чтобы ребенок мог видеть свои артикуляторы (губы, язык, зубы) во время произнесения звуков. Это помогает ему лучше контролировать воздушную струю и артикуляцию.
2. Упражнения на силу воздушной струи. Для улучшения контроля над воздушной струей могут применяться специальные упражнения. Например, ребенку можно предложить надувать шарики или пузыри, что требует силы воздушной струи.
3. Логопедический массаж. Также можно проводить массаж артикуляторов для улучшения чувствительности и контроля над ними. Это может помочь детям лучше ощущать и контролировать воздушную струю.
4. Звуковые игры. Игры и упражнения, связанные с произношением звуков, могут сделать процесс развития артикуляционных навыков более увлекательным и мотивирующим для детей.
Формирование воздушной струи является фундаментальным этапом в постановке звуков и важным аспектом развития речи. Правильное управление воздушной струей помогает создавать четкую и правильную артикуляцию звуков. Логопеды играют важную роль в развитии этих навыков у детей и взрослых с артикуляционными нарушениями, помогая им улучшить свою коммуникативную способность и качество речи.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат