Старший воспитатель:
Бабаева Галина Николаевна
МАОУ «Тесово-Нетыльская СОШ
(дошкольные группы)
Ознакомление детей старшего дошкольного
возраста с Родным краем
Основным этапом формирования у детей любви к родному краю является накопление ими социального опыта жизни в своем населённом пункте, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Любой край, где бы человек нежил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история.
Любой населённый пункт имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Взрослым необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного края, преобразования, происходящие в нем, гордились своей малой родиной.
Воспитание любви к своей Родине - это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это любовь к маме, к своим родным и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью общества. Чтобы участвовать в жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других. Все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте.
Дошкольное детство - яркий период жизни человека и в этот промежуток времени у детей развивается интерес светлому образу матери, к теплу семейного очага, но ещё и исторической памяти поколений. Педагогу необходимо передать частички этой памяти детям, наполнив их сердца негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своего родного края, его настоящей жизни. Основная идея знакомства детей с родным краем заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного населённого пункта, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
При ознакомления дошкольников с родным краем используем следующие принципы:
1. Принцип историзма, реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным - давно) и настоящее (в наши дни)
2. Принцип гуманизации, ориентирован на общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному краю, к Отечеству. Педагоги встают на позицию ребенка, не игнорируя его чувства и эмоции, видят в нём полноправного партнера.
3. Принцип дифференциации, позволяет создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном крае с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интеграции, реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеями «Боевой Славы» и «Узкоколейной железной дороги», школой, домом культуры. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями населённого пункта используем разные виды деятельности.
5. Принцип наглядности позволяет донести до детей информацию интересно и доступно, и подобрать исторический и краеведческий материал для дошкольного возраста, соблюдая требования к культуре показа и к оформлению наглядности.
6. Принцип развивающего обучения позволяет использовать в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, стараться воспитывать творческую личность, умеющую разрешать нестандартные ситуации. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, поэтому работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, посёлок), к более сложному – город региона, страна.
Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников (совместное с родителями создаем фотоальбомы, газеты или статей с историей населённого пункта, макета улицы на которой находится его дом, , совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчета о прогулке, тематические родительские собрания и т.д. С большим интересом детьми совместно с родителями составляют план –схему движения детей в детский сад, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице.
Старшие дошкольники должны знать название своего населённого пункта в котором живут, названия своей улицы, прилегающих к ней улиц. Для этого проводятся экскурсии по посёлку, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Кроме этого, на этапе формирования основ гражданственности и патриотизма проводим семейные викторины и конкурсов на знание истории родного края.
Таким образом, целесообразно ознакомление дошкольников с родным краем организовывать в тесном взаимодействии с семьёй. Такая система работы педагогов и родителей, позволяет планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей. Региональный компонент позволяет привлечь внимание детей и взрослых к природному, историческому и культурному наследию своей местности, народным промыслам.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
4. Осознанный выбор методов знакомства с родным краем, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музей быта, предметы декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.). Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости.
Главное, чтобы ребёнку и взрослому было интересно вместе.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат