Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

«Специфика подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку». Работа №58918

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
«Специфика подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку»
Работа:

Специфика подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку

Аннотация:

Данная статья посвящена написанию сочинения ЕГЭ по русскому языку, а также особенностям подготовки к экзамену в целом. Представлен план работы над сочинением ЕГЭ. Сделаны определенные выводы по подготовке обучающихся.

 

Ключевые слова: ЕГЭ, русский язык, сочинение, алгоритм написания сочинения.

 

Современное российское образование требует от выпускников старшей школы обязательной сдачи единого государственного экзамена. Данный экзамен (ЕГЭ) являет собой результат качества освоения выпускниками образовательных программы общего образования. Как отмечает И. М. Резяпова: «Качественная подготовка к ЕГЭ – это большая и ответственная работа учителя и учащихся, требующая прочных знаний и определенных усилий». В связи с этим стоит обратить внимание, что особая задача стоит перед учителем-словесником, поскольку русский язык сдается выпускниками вне зависимости от того, на какое направление подготовки они планируют поступать.

Помимо подготовки к ЕГЭ по русскому языку, перед учителем-словесником стоит еще одна непростая задача – подготовка к итоговому сочинению, которое является допуском к единому государственному экзамену.

Итоговое сочинение – это рассуждение на заданную тему с привлечением литературных аргументов для подтверждения тезиса. В качестве аргументов можно приводить художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров – загадок, пословиц, поговорок) и другие источники отечественной или мировой литературы. Структура итогового сочинения является классической: вступление, основная часть и заключение. Однако, в каждом, казалось бы, простом пункте есть свои особенности. Так, вступление должно отображать проблему, который поднимает автор одного из предложенного высказывания. Основная часть являет собой объяснение авторской позиции, с которой ученик может либо согласиться, либо опровергнуть, но в любом случае должен аргументировать свою позицию. В заключении формулируется вывод. Таким образом, мною разработана определенная схема-алгоритм, на которую при написании сочинения ориентируется обучающийся.

Основная трудность итогового сочинения – правильно определить проблему, которую поднимает автор. Своим ученикам я рекомендую начинать всегда с вопроса: о чем данное высказывание? Далее, стоит поразмышлять над тем, что же автор хотел донести до читателей своим высказыванием. Это и будет являться проблемой.

Также, в ходе подготовки к итоговому сочинению, я предлагаю своим ученикам вести небольшие справочники, в которые можно заранее подбирать и запоминать несколько аргументам по основным проблемам: дружба, любовь, истина, природа, родина и др. Так, к итоговому сочинению у каждого ученика будет своя небольшая копилка аргументов, с которой подготовку осуществлять будет гораздо проще.

Теперь обратимся к самому ЕГЭ по русскому языку. ЕГЭ по русскому языку представляет собой решение заданий КИМ, которые делятся на следующие структурные элементы: тестовые задания, работа с текстом и написание сочинения-рассуждения по тексту. В этом ряду самым существенным и ценным звеном, несомненно, является сочинение-рассуждение. В своей работе Л. В. Долгова справедливо отмечает, что более сложной задачей, чем обучение работе с тестом, является формирование комплекса умений на основе работы с готовым текстом и создание собственного текста. Именно за этот критерий ученики могут получить весьма серьезное количество баллов. Опираясь на свой педагогический опыт, мною было установлено, что написание сочинения-рассуждения вызывает у обучающихся множество вопросов, затруднений и ошибок.

Исходя из этого, мною был составлен план-памятка, по которой ученики с легкостью могут запомнить последовательность работы с текстом и смогут создать свой собственный текст. Разберем каждый пункт более подробно:

Перед нами текст.

Сперва нам необходимо ознакомиться с содержанием текста. Далее, стоит осуществить вторичное чтение текста, в ходе которого мы

определяем тему, идею, ключевые слова, разбиваем

каждый абзац

на микротемы.

Ищем главную информацию (то, к чему будем задавать

наш проблемный

вопрос) и второстепенную (это наши примера из текста

комментарий)

.

Преобразовываем и формулируем главную информацию

как авторскую позицию.

Формулируем проблему. Иными словами – з

адаём

вопрос к главной информации (

авторской позиции

).

Пишем комментарий

, не забывая при этом про

связ

ь

между примерами (

обосновываем,

как

и для чего

они связаны)

.

Обосновываем и записываем свою позицию (соглашаемся или опровергаем авторскую позицию).

Резюмируем выше сказанное (заключение).

Соединяем наши блоки в один единый текст

, не забывая соблюдать правила орфографии и пунктуации.

Данный план можно представить в виде следующей цепочки:

Читаем → Ищем → Преобразовываем → Формулируем → Пишем → Обосновываем → Резюмируем → Соединяем.

Составление подобных алгоритмов действий значительно облегчает выпускникам работу над сочинением. Отрабатывая написание сочинения по данной «цепочке», ученики не теряются в потоке собственных мыслей и предложениях текста, тем самым, они с легкостью могут создать свой собственный, грамотный и качественный текст.

Для своих учеников я подбираю тексты разных стилей (художественные, научно-публицистические), по которым мы пишем сочинение по пунктам. Как показывает практика, спустя несколько занятий, ученики запоминают алгоритм действий и написание сочинения занимает все меньше времени, а мысли и аргументы становятся все увереннее и увереннее.

Чтобы разнообразить нашу подготовку к ЕГЭ, я стараюсь использовать на своих занятиях ИКТ. Так, мы стараемся найти «микротемы» в различных фрагментах из кинематографа, литературы и многое другое. Это не только позволяет отработать навык формулировки проблемы, но и расширяет кругозор обучающихся.

В этой стези ключевым аспектом является не только подготовка старшеклассников к ЕГЭ с содержательной и методической точки зрения. Важен и психологический настрой. Ко своим ученикам я всегда отношусь с особым вниманием и заботой, поэтому я стараюсь создавать позитивный настрой на экзамен на каждом занятии, ведь предстоящий заключительный и очень ответственный этап школьного обучения: выбор дальнейшего жизненного пути. А благополучие этого выбора создает, и в том числе, форма ЕГЭ, в которой заложена главная идея: результаты ЕГЭ.

 

 

Литература

 

Долгова, Л. В. Подготовка учащихся к государственному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ / Л. В. Долгова.

Текст: непосредственный // Молодой ученый.

2013.

№ 4 (51).

С. 555-556.

Маслова, Е. М.

ЕГЭ по русскому языку-2023: эффективные приёмы подготовки обучающихся к выполнению заданий тестовой части

/ Е. М. Маслова // Инновационная наука. – Выпуск № 4-2. – 2023. – С. 141-145.

Резяпова, И. М.

Особенности подготовки к ЕГЭ по русскому языку

/ И. М. Резяпова // Инновационные науки. – Выпуск № 10. – 2018. – С. 57-62.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×