Формы итоговой аттестации в дополнительном образовании детей
( из опыта работа)
В педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в центре внимания, поскольку они лежит в основе определения эффективности и путей совершенствования содержания, методов и организации обучения. К таковым относится итоговая аттестация обучающихся как одно из направлений педагогического контроля, актуальность которого заключается в необходимости разработки и последующем уточнении критериев оценки результатов обучения.
Целью итоговой аттестации обучающихся является не только повышение результативности образовательного процесса, но и уровня профессионализма педагогических работников. Её основное содержание как одной из форм педагогического контроля заключается в выявлении соответствия реальных результатов образовательного процесса прогнозируемым результатам образовательных программ. Сложность этой процедуры в учреждениях дополнительного образования детей - в том, что многообразие видов деятельности обусловливает разнообразие критериев оценки освоения дополнительных общеобразовательных программ.
Некоторые педагоги считают основным результатом своей работы успешное выступление своих воспитанников на конкурсах, выставках, концертах, соревнованиях различного уровня. Однако в таких мероприятиях участвуют не все обучающиеся детского объединения, а лишь некоторые, наиболее подготовленные; остальные дети (и их большинство) остаются вне процесса оценки качества их обучения.
Важность процесса аттестации определяется не только необходимостью для педагога проверки достижения обучающимися определенных результатов. Надо учитывать еще также и желание ребенка получить оценку за свой труд.
Аттестация позволяет выстроить индивидуальную педагогическую траекторию для каждого обучающегося, то есть осуществить индивидуальный подход. Ведь в дополнительном образовании нет четко заданных временных рамок освоения воспитанниками образовательной программы: один может осваивать программу один год, другой - два, третий - три и т.д. Регулярная проверка результатов обучения помогает педагогу понять, на каком этапе сейчас находится каждый воспитанник объединения.
Рассмотрим подробно формы итоговой аттестации.
Выставка. Форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки может выдаваться диплом или творческий приз. Выставка является инструментом поощрения обучающихся.
Диктант. Форма представляет собой систему контрольно-диагностических заданий, содержащих широкий набор признаков, из которого учащиеся самостоятельно выбирают те, которые им необходимы для описания того или итого объекта (предмета). Обучающимся раздают индивидуальные карточки с названием того или итого инструмента, например, «Молоток», «Пила», «Рубанок» и т.п. Далее педагог зачитывает набор разнообразных признаков. Каждый учащийся должен выбрать только те, которые непосредственно относятся к его инструменту.
Сделанные детьми в ходе диктанта грамотные описания изучаемых объектов, с одной стороны, становятся образцом для описания других объектов, с другой – способствуют формированию целостного и адекватного образа объекта.
Зачёт. Форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета учащиеся выполняют индивидуальные контрольные задания (теоретические и практические) в устной и письменной форме. Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах, проводиться фронтальная беседа со всем коллективом. Введение системы зачетов предполагает специальное планирование педагогом изучения отдельных разделов программы (тем, тематических блоков) и выделение времени в образовательном процессе для проведения зачетов.
Игры. Виды игр для детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют развитию внимания, памяти, творческого воображения, аналитических способностей, воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца.
В познавательных играх, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности обучающихся. Различные виды дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки.
Конкурс творческих работ. Форма итогового контроля проводится с целью определения уровня усвоения содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей. Может проводиться по любому виду деятельности и среди разных творческих продуктов: рефератов, изделий, рисунков, показательных выступлений и т.д. По результатам конкурса, при необходимости, педагог может дифференцировать образовательный процесс и составить индивидуальные программы обучения.
Консультация «Тридцать вопросов педагогу». Обучающиеся делятся на группы. Каждая группа называется командой, ей присваивается номер. Командам предлагается за 10 минут составить и написать по 30 вопросов педагогу, относящихся к данной теме. Даётся очень мало времени, что является важным моментом. Вопросы записываются на отдельном листе. После того как выделенное время пройдет, устраивается нечто, похожее на эстафету. В каждой команде выбирается спикер, который будет говорить от имени остальных. Первая команда задает первый вопрос. Спикер второй команды отвечает, при необходимости члены команды могут ему помочь. Педагог говорит «От себя добавлю…» и консультирует по затронутому вопросу, расширяя его, выстраивая в систему. Остальным командам предлагается зачеркнуть в своих списках номер вопроса, который обсуждался, если таковой в них имелся. Опыт показывает, что больше 1 командного круга не получается: работа быстро переходит в такую стадию, когда на вопросы отвечает только педагог, добиваясь тех целей, которые ставились перед консультацией. Такая форма позволяет получить педагогу очень полезную информацию об уровне знаний обучающихся.
Кроссворд. Кроссворд – задача, построенная на пересечении слов. В клетки, начиная от числового обозначения, нужно вписать ответы к предложенным значениям слов. Загадываются обычно существительные в именительном падеже единственного числа. В зависимости от уровня подготовленности детей даётся подробное или краткое объяснение термина.
Значения слов лучше смотреть в словарях, энциклопедиях.
Реферат. Реферат – объемная работа описательного характера, итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой. Освещает имеющийся практический опыт и отражает точку зрения автора.
Рейтинг (в переводе с английского – оценка, класс, разряд). За усвоение каждой темы обучающийся получает соответствующую сумму баллов, которые могут проставляться как в конце темы, так и по мере её изучения. Для учащихся старшего возраста возможно введение рейтинга, который будет представлять среднее арифметическое из оценки педагога, самооценки и оценки товарищей по учебной группе. Чтобы 3 составляющие рейтинга были равносильны между собой, берется среднее арифметическое оценки товарищей по группе.
Творческий отчет. Эта форма направлена на подведение итогов работы детского объединения, на выявление уровня развития творческих способностей детей и подростков. Творческий отчет представляет собой индивидуальные или коллективные творческие формы, например: концерт, презентация, фестиваль идей и т.д. Чаще всего проводится в объединениях художественно-эстетической направленности, но может применяться в любом профиле дополнительного образования. Отчет способствует развитию творческих способностей детей, раскрытию их возможностей, развитию активности и самостоятельности.
Тест. Тест – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной этап образовательного процесса.
Тест различения содержит несколько вариантов ответов, из которых испытуемый должен выбрать один или несколько.
Итоговое занятие может проводиться в форме письменного, устного, практического, комплексного контроля. При устном контроле возможен фронтальный и индивидуальный опрос обучающихся. Целесообразна здесь и групповая работа, при которой учащиеся взаимно опрашивают друг друга. Письменный контроль строится в индивидуальных формах.
На занятиях контроля прикладных умений и навыков учащиеся выполняют практические задания, которые направлены не только на воспроизводство существующего образца, но и на создание индивидуальных творческих работ.
Таким образом, посредством контроля можно выявить творческие способности детей. Учебное занятие комплексного контроля строится на разнообразном сочетании форм учебной работы, например таких, как «Турнир знатоков», «Турнир – викторина», «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн» и т.д. Такие учебные занятия реализуют воспитательный потенциал содержания, содействуют формированию ответственного отношения к учебной деятельности, развивают познавательные способности, формируют стремление к самопознанию и самосовершенствованию.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат