Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Использование методов интерактивного обучения для активизации познавательной деятельности студентов СПО в процессе изучения юридических дисциплин. Работа №58960

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Использование методов интерактивного обучения для активизации познавательной деятельности студентов СПО в процессе изучения юридических дисциплин
Работа:

Использование методов интерактивного обучения для активизации познавательной деятельности студентов СПО в процессе изучения юридических дисциплин

 

Жуган Наталья Николаевна

КГБПОУ «Алтайский промышленно-экономический колледж»

преподаватель юридических дисциплин

 

 

Современные условия труда диктуют выпускникам учреждений СПО новые, современные требования. Меняется реальность – изменяются и формы обучения, как того требует высокий запрос на грамотных и активных специалистов среднего звена. По окончании обучения важно показать себя, проявить свои способности, обозначить свои знания и умения перед работодателем. Обучающиеся могут и должны зарекомендовать себя перед потенциальными работодателями как специалисты не только освоившие специальные предметы и дисциплины, но еще и как те, кто умеет:

- работать в команде и достигать поставленных результатов;

- быстро ориентироваться в изменяющихся условиях;

- хорошо усваивать новую информацию и применять ее на практике;

- интересоваться всем новым и вести за собой других;

Данные качества обеспечивают конкурентоспособность будущих юристов на рынке труда.

Учебные занятия – важнейшая составная часть учебного процесса, в ходе которого осуществляется подготовка студентов по юридической специальности. Обучение и воспитание – многогранное множество видов и форм учебных занятий. Активизация познавательной деятельности студентов во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Для такой позиции характерны высокий уровень педагогического мышления, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со студентами, а также способность к самооценке своей преподавательской деятельности.

Для того чтобы учиться с интересом и увлечением, обучающийся должен быть вовлечён в разнообразную деятельность.

Сегодня в образовательном процессе широко используются интерактивные технологии и методы обучения. Технологию интерактивного обучения можно определить как совокупность способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся, последовательная реализация которых создает оптимальные условия для их развития

«Интерактив» означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия.

В пользу интерактивного обучения свидетельствуют исследования современных российских психологов. По их оценкам обучающийся может запомнить информацию в зависимости от вида деятельности следующим образом: 10 % читая про себя, 20 % слушая, 30 % рассматривая, 50 % слушая и рассматривая, 70 % обсуждая, 80 % личный опыт, 90 % общая деятельность с обсуждением, 95 % обучая других.

Таким образом, внедрение преподавателем интерактивных форм обучения на уроках можно рассматривать, как одно из важнейших направлений в современном профессиональном образовании. Использование активных подходов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению студентов, позволяющим более эффективно вовлечь их в активную познавательную деятельность, сделать доступным и интересным учебный материал, а главное лучше усвоенным.

Существуют различные классификации методов интерактивного обучения. Так, например, исследователь А.П. Панфилова предлагает такую классификацию методов интерактивного обучения:

- Радикальные - стремление перестроить учебный процесс на основе использования компьютерных технологий (дистанционное обучение, виртуальные семинары, конференции, игры и пр.).

- Комбинаторные - соединение ранее известных элементов (лекция-диалог, лекция в вдвоем и т.д).

- Модифицирующие (совершенствующие) - улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного ее изменения (например, деловая игра).

Выделим следующие группы методов интерактивного обучения:

- Дискуссионные (дискуссия, дебаты, круглый стол, мозговой штурм).

- Игровые (методы эдьютеймента, деловая игра, ролевая игра).

- Ситуационные (кейс-метод, сторителлинг).

- Лекционные

- Тренинговые

- Проектный метод.

Интерактивные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:

1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;

3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.

В практике преподавания и обучения студентов профессионального образования, поиск новых форм и методов обучения происходит постоянно. Появление новых идей происходит путем наблюдения за окружающим миром, процессом деятельности людей в разных сферах деятельности, трансформации интересных методик и их адаптации к педагогической деятельности. Примером внедрения в педагогическую практику могут являться интерактивные уроки, проводимые в форме пресс-конференций, телевизионных студий, судебных процессов, научно-практических конференций, выборов в органы власти, виртуальных экскурсий, мастер-классов, театральных постановок, веб-квестов, защиты проектов, участия в ролевых и деловых играх, отражающих социально-значимые процессы и явления нашей жизни. Вхождение и погружение студента в интерактивный урок, позволяет почувствовать всю долю ответственности и осознания того, что, участвуя в данном процессе, приближенном к реальности, происходит приобретение того бесценного жизненного опыта и успешное вхождение индивидуума в социальную среду.

Например, мозговой штурм – один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности, являющийся хорошим способом быстрого включения всех студентов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу.

Цель занятия, на котором реализуется метод мозгового штурма – создание условий обучения, при которых студенты могут почувствовать свою значимость, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

стимулирование творческой активности студентов;

гармоничное сочетание теоретических знаний с практикой;

активизация учебно-познавательной деятельности студентов;

формирование у обучающихся собственного мнения и отношения к теме;

формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

формирование жизненных и профессиональных навыков;

взаимодействие между детьми, обучение работе в команде, проявление терпимости к любой точке зрения, уважение права каждого на свободу слова, уважение его достоинства.

Для применения мозгового штурма необходимо подбирать темы и задачи, которые интересны студентам и способны развивать их исследовательский потенциал. Для этого важно, чтобы проблема имела большое количество возможных решений. Таким образом, появляются новые подходы к изучению темы. Мозговой штурм – это интенсивный, быстро протекающий творческий процесс. Педагог должен следить за регламентом и напоминать, сколько остаётся времени. Участники должны знать, сколько времени им выделено. Знание того, что время ограничено и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки, стимулирует участников к активности.

Как и любой другой метод обучения, мозговой штурм имеет свои недостатки:

при разделении участников на группы может возникнуть доминирование лидеров в одной из них;

«зацикливание» участников на однотипных идеях.

Для того чтобы этого избежать, педагогу необходимо своевременно координировать направления поиска. Рекомендуется при разделении участников учитывать их личностные характеристики и объединять их в группы разного уровня подготовленности.

На основании вышеизложенного отмечу эффективность интерактивного обучения:

- рассматриваемая форма и связанные с ней методы обучения активизируют процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач;

- усиливает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что побуждает их к конкретным учебным действиям;

- обеспечивает раскрытие новых возможностей обучающихся.

Практика показала, что использование интерактивных форм и методов обучения в учебном процессе вызывает интерес у обучающихся и позволяет развивать у будущих юристов аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывать умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения. Методы активного обучения формируют у будущих выпускников необходимые практические навыки анализа ситуации и интерактивного нахождения решений, активную познавательную позицию, способствуют профессиональному становлению обучающегося, являются важным шагом на пути овладения научной организации педагогического труда с целью достижения высокого качества обучения для успешной реализации ФГОС нового поколения.   

 

Библиографический список

 

1. Алеева, Ю.В. Учение как специфическая форма познавательной активности студентов // Вестник ТГПУ Педагогика высшей школы: теория и практика / Ю.В. Алеева. –2012 – 5 (120) – С. 3-14.

2. Ветошкина Т. А., Шнайдер Н. В. Активные и интерактивные методы обучения : метод. пособие. Екатеринбург : Изд-во УГГУ, 2011. 156 с.

3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 192 с. (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).

4. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В.Бордовской и др. – М.: КНОРУС, 2010. – 432с.

5. Ступина, С.Б. С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : уч. - метод. пособ. / С.П. Ступина. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×