Использование методов интерактивного обучения для активизации познавательной деятельности студентов СПО в процессе изучения юридических дисциплин
Жуган Наталья Николаевна
КГБПОУ «Алтайский промышленно-экономический колледж»
преподаватель юридических дисциплин
Современные условия труда диктуют выпускникам учреждений СПО новые, современные требования. Меняется реальность – изменяются и формы обучения, как того требует высокий запрос на грамотных и активных специалистов среднего звена. По окончании обучения важно показать себя, проявить свои способности, обозначить свои знания и умения перед работодателем. Обучающиеся могут и должны зарекомендовать себя перед потенциальными работодателями как специалисты не только освоившие специальные предметы и дисциплины, но еще и как те, кто умеет:
- работать в команде и достигать поставленных результатов;
- быстро ориентироваться в изменяющихся условиях;
- хорошо усваивать новую информацию и применять ее на практике;
- интересоваться всем новым и вести за собой других;
Данные качества обеспечивают конкурентоспособность будущих юристов на рынке труда.
Учебные занятия – важнейшая составная часть учебного процесса, в ходе которого осуществляется подготовка студентов по юридической специальности. Обучение и воспитание – многогранное множество видов и форм учебных занятий. Активизация познавательной деятельности студентов во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Для такой позиции характерны высокий уровень педагогического мышления, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со студентами, а также способность к самооценке своей преподавательской деятельности.
Для того чтобы учиться с интересом и увлечением, обучающийся должен быть вовлечён в разнообразную деятельность.
Сегодня в образовательном процессе широко используются интерактивные технологии и методы обучения. Технологию интерактивного обучения можно определить как совокупность способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся, последовательная реализация которых создает оптимальные условия для их развития
«Интерактив» означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия.
В пользу интерактивного обучения свидетельствуют исследования современных российских психологов. По их оценкам обучающийся может запомнить информацию в зависимости от вида деятельности следующим образом: 10 % – читая про себя, 20 % – слушая, 30 % – рассматривая, 50 % – слушая и рассматривая, 70 % – обсуждая, 80 % – личный опыт, 90 % – общая деятельность с обсуждением, 95 % – обучая других.
Таким образом, внедрение преподавателем интерактивных форм обучения на уроках можно рассматривать, как одно из важнейших направлений в современном профессиональном образовании. Использование активных подходов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению студентов, позволяющим более эффективно вовлечь их в активную познавательную деятельность, сделать доступным и интересным учебный материал, а главное лучше усвоенным.
Существуют различные классификации методов интерактивного обучения. Так, например, исследователь А.П. Панфилова предлагает такую классификацию методов интерактивного обучения:
- Радикальные - стремление перестроить учебный процесс на основе использования компьютерных технологий (дистанционное обучение, виртуальные семинары, конференции, игры и пр.).
- Комбинаторные - соединение ранее известных элементов (лекция-диалог, лекция в вдвоем и т.д).
- Модифицирующие (совершенствующие) - улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного ее изменения (например, деловая игра).
Выделим следующие группы методов интерактивного обучения:
- Дискуссионные (дискуссия, дебаты, круглый стол, мозговой штурм).
- Игровые (методы эдьютеймента, деловая игра, ролевая игра).
- Ситуационные (кейс-метод, сторителлинг).
- Лекционные
- Тренинговые
- Проектный метод.
Интерактивные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:
1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;
2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;
3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.
В практике преподавания и обучения студентов профессионального образования, поиск новых форм и методов обучения происходит постоянно. Появление новых идей происходит путем наблюдения за окружающим миром, процессом деятельности людей в разных сферах деятельности, трансформации интересных методик и их адаптации к педагогической деятельности. Примером внедрения в педагогическую практику могут являться интерактивные уроки, проводимые в форме пресс-конференций, телевизионных студий, судебных процессов, научно-практических конференций, выборов в органы власти, виртуальных экскурсий, мастер-классов, театральных постановок, веб-квестов, защиты проектов, участия в ролевых и деловых играх, отражающих социально-значимые процессы и явления нашей жизни. Вхождение и погружение студента в интерактивный урок, позволяет почувствовать всю долю ответственности и осознания того, что, участвуя в данном процессе, приближенном к реальности, происходит приобретение того бесценного жизненного опыта и успешное вхождение индивидуума в социальную среду.
Например, мозговой штурм – один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности, являющийся хорошим способом быстрого включения всех студентов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу.
Цель занятия, на котором реализуется метод мозгового штурма – создание условий обучения, при которых студенты могут почувствовать свою значимость, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
– стимулирование творческой активности студентов;
– гармоничное сочетание теоретических знаний с практикой;
– активизация учебно-познавательной деятельности студентов;
– формирование у обучающихся собственного мнения и отношения к теме;
– формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
– формирование жизненных и профессиональных навыков;
– взаимодействие между детьми, обучение работе в команде, проявление терпимости к любой точке зрения, уважение права каждого на свободу слова, уважение его достоинства.
Для применения мозгового штурма необходимо подбирать темы и задачи, которые интересны студентам и способны развивать их исследовательский потенциал. Для этого важно, чтобы проблема имела большое количество возможных решений. Таким образом, появляются новые подходы к изучению темы. Мозговой штурм – это интенсивный, быстро протекающий творческий процесс. Педагог должен следить за регламентом и напоминать, сколько остаётся времени. Участники должны знать, сколько времени им выделено. Знание того, что время ограничено и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки, стимулирует участников к активности.
Как и любой другой метод обучения, мозговой штурм имеет свои недостатки:
– при разделении участников на группы может возникнуть доминирование лидеров в одной из них;
– «зацикливание» участников на однотипных идеях.
Для того чтобы этого избежать, педагогу необходимо своевременно координировать направления поиска. Рекомендуется при разделении участников учитывать их личностные характеристики и объединять их в группы разного уровня подготовленности.
На основании вышеизложенного отмечу эффективность интерактивного обучения:
- рассматриваемая форма и связанные с ней методы обучения активизируют процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач;
- усиливает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что побуждает их к конкретным учебным действиям;
- обеспечивает раскрытие новых возможностей обучающихся.
Практика показала, что использование интерактивных форм и методов обучения в учебном процессе вызывает интерес у обучающихся и позволяет развивать у будущих юристов аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывать умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения. Методы активного обучения формируют у будущих выпускников необходимые практические навыки анализа ситуации и интерактивного нахождения решений, активную познавательную позицию, способствуют профессиональному становлению обучающегося, являются важным шагом на пути овладения научной организации педагогического труда с целью достижения высокого качества обучения для успешной реализации ФГОС нового поколения.
Библиографический список
1. Алеева, Ю.В. Учение как специфическая форма познавательной активности студентов // Вестник ТГПУ Педагогика высшей школы: теория и практика / Ю.В. Алеева. –2012 – 5 (120) – С. 3-14.
2. Ветошкина Т. А., Шнайдер Н. В. Активные и интерактивные методы обучения : метод. пособие. Екатеринбург : Изд-во УГГУ, 2011. 156 с.
3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 192 с. (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).
4. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В.Бордовской и др. – М.: КНОРУС, 2010. – 432с.
5. Ступина, С.Б. С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : уч. - метод. пособ. / С.П. Ступина. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат