Тимофеева Т.А.
МБОУ ЗАТО г. Североморск «СОШ» № 1
имени Героя Советского Союза Ивана Сивко
РАЗРАБОТКА ОРИГИНАЛЬНЫХ ПОСОБИЙ – ПАМЯТОК
ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
На уроках изобразительного искусства большую роль в формировании зрительных образов играет применение наглядных пособий, которые не только делают урок более доступным и интересным, но и позволяют учащимся более глубоко и точно понять тему урока, то, что им пытается донести учитель.
Наглядные средства могут служить основой для самостоятельной работы учащихся. В этом случае учитель лишь определяет задание и направляет деятельность учащихся.
Таким образом, наглядность применяется на всех этапах урока: при изучении нового материала, закреплении знаний, формировании умений и навыков, выполнении домашних заданий и проверки усвоения учебного материала.
Понятие «учебное пособие» - это учебное издание, выпущенное на бумажном или электронном носителе в дополнение к классическому учебнику или в качестве его полной замены. Так же учебным пособием можно назвать специальные предметы и материалы, использующиеся на уроке в качестве наглядных пособий.
Выделяют следующие виды учебных пособий:
электронные (презентации, электронные книги, интерактивные игры);
звукотехнические
(аудиозаписи, видео – и DVD фильмы);
печатные (таблицы, плакаты, стенды, портреты, раздаточные и дидактические карточки);
объёмные (макеты, модели, натуральные предметы и их имитации).
Так же можно разделить пособия по способам изображения:
Образные наглядные учебные пособия, показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы и др.)
Схематические условные наглядные учебные пособия, передающие в предмете или явлении только самое главное, основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы и др.)
В последнее время большую популярность, особенно, в младших классах, приобрели комплекты динамических раздаточных пособий, в состав которых входят такие формы оформления, как: резинка – шнуровка; веер; карусель; перекидное табло; интерактивные карточки;
Наглядные средства обучения должны быть:
ориентированы на мотивацию обучения, вызывать интерес и увлекать познавательной деятельностью. В этом плане хорошо вспомнить приемы и методы средств массовой информации и коммуникации, которые мастерски используют все возможности привлечения внимания пользователей
доступными, то есть соответствовать возрастным особенностям учащихся. Каждому учителю хорошо известно, что школьникам можно давать только такой материал, который они готовы воспринимать.
- содержательными с позиций современной науки и для передачи смысловой полноты теоретического материала.
- интерактивными, способными организовывать коммуникативные ситуации.
иллюстративными, когда используется разного вида материалы в трудных для понимания содержания текста.
-дозированными с оптимальным использованием наглядности. Наверное, каждый педагог может привести пример использования готовых средств обучения, в которых огромное количество информации.
эргономичными, целесообразными, комфортными для восприятия и работы с физиологической и психологической сторон.
С точки зрения санитарно-гигиенических требований и требований к оформлению к наглядным пособиям можно выделить следующие:
Верхнее, наружное и нижнее поля, не включая иллюстративного заполнения полей, должны быть не менее 10 мм.
При печати черной краской интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги в издании должен быть не менее 0,7. Не допускается печать текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков.
Не допускается печатать текст на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций с оптической плотностью фона более 0,3.
Не допускается применять в изданиях шрифты узкого начертания, кроме заголовков.
В пособиях для 5 - 11 классов - не менее половины кегля шрифта текста.
В изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения:
непропечатка
(потеря элементов изображения), смазывание,
отмарывание
краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать;
затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании;
деформация блока или переплетной крышки.
Для своих уроков я создаю учебные пособия в виде буклетов. Во-первых, за счет сгибов удобно располагать блоки текстов по смысловой нагрузке. Во-вторых, экономия бумаги. В-третьих, все кратко, емко и понятно. Вашему вниманию представляю буклет «Виды изобразительного искусства» - «Графика».
Таким образом, с помощью всевозможных видов учебных пособий учитель создаёт на уроке творческую и увлекательную среду. Это способствует эффективному восприятию нового материала и даёт возможность быстро и максимально объективно проверить уровень знаний, полученных учеником на предыдущих занятиях.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат