Преемственность семьи и детского сада как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Петрашова Марина Геннадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории;
Иванцова Ирина Викторовна, первой квалификационной категории;
Королькова Светлана Александровна, первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Варенька», Республика Хакасия, город Абакан.
Аннотация: В данной статье представлены условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в семье так и в дошкольном учреждении. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Ключевые слова: Семья, старший дошкольный возраст, формирование нравственных качеств, формы работы, педагогическая пропаганда.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви
воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
По нашему мнению, воспитание детей дошкольного возраста осуществляется как в семье, так и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей. Поэтому «Программа воспитания в детском саду» предусматривает не только непосредственную образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями.
Систематическое разностороннее педагогическое просвещение
родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми. Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка. Важной задачей воспитания дошкольников является формирование нравственных качеств. Так, на родительских собраниях, необходимо знакомить родителей с задачами нравственного воспитания, средствами и условиями его осуществления в детском саду, а также рекомендовать формировать у ребенка нравственных чувств и привычек; умение сопереживать, стремление оказать помощь, проявить уважение к старшим, заботу о младших и т. д. Воспитатель советует родителям не ограничиваться словесными методами, а чаще использовать упражнения в нравственном поведении.
Особое место в нравственном воспитании ребенка занимает труд. В труде формируются ценные качества личности: ответственность,
трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность. Родителям необходимо рассказывать о значении труда в нравственном воспитании детей. При этом следует обратить их внимание на то, какую роль играет труд в общем развитии детей (физическом, умственном, эстетическом), подчеркнуть роль примера взрослых.
Формы работы дошкольных учреждений с родителями по нашему мнению должны идти в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей: - индивидуальные формы работы с родителями - это беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки, оформляются информационные и тематические стенды, вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.
Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает
возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном
уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителя конкретные советы. Подводятся итоги работы с родителями при выборе темы педагогических бесед, докладов, собраний, воспитателю необходимо учитывать интересы и пожелания родителей. Полезно, если кроме педагога, врача или других сотрудников детского сада, на собраниях выступают и сами родители. Необходимо психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи.
Возможность ежедневного непосредственного контакта с детьми и их родителями позволяет педагогу выявлять характер семейного воспитания, добиваться единства влияний на ребенка в детском саду и семье.
У большинства родителей, как правило, есть общие представления о целях воспитания детей, но мало конкретных знаний о том, каковы их физические и психические возможности, какими способами воспитывать у них необходимые умения, навыки, привычки поведения, качества характера.
В семьях нередко можно встретиться как с завышением, так и с занижением требований к детям, с преобладанием словесных методов воздействия. И хотя в семье имеются благоприятные условия для нравственного воспитания детей, они не используются, во многих семьях нравственному воспитанию, уделяется недостаточно внимания. Исходя из этого, необходимо вооружить родителей знаниями, которые могли бы им целенаправленно воздействовать на становление личности ребенка, активно используя для этого все имеющиеся в семье возможности [1, с. 144].
Поэтому период пребывания ребенка в детском саду - это период активного педагогического просвещения родителей.
Педагогическая пропаганда должна быть конкретной, учитывающей состав семьи, условия жизни, образование родителей, уровень их педагогических знаний, трудности и успехи в воспитании детей. Воспитатель должен хорошо представлять социальную роль семьи в нашем обществе, тенденции ее развития, присущие ей в настоящее время особенности.
Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Дни открытых дверей - не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это, прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить родителей [3, с. 34].
В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и
семьи должно быть сотрудничество. Инициатором установления
сотрудничества должны быть педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей. А.М. Виноградова считает, что нравственное развитие каждого ребенка сугубо индивидуально. Здесь играют роль и особенности нервной системы ребенка, и условия его жизни в семье, и личность родителей. Работа с родителями по нравственному воспитанию детей является составной частью всей работы детского сада.
Мы рассмотрели состояние проблемы формирования нравственных представлений в педагогических исследованиях и выяснили, что нравственное воспитание является основой комплексного подхода к воспитанию гармонической личности.
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы
сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание,
устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства,
соответствующие современному образу жизни, сформировать активную
жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга. Проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.
Содержанием нравственного воспитания в детском саду является
формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. [2,144]
Для формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста в детском саду, используются следующие методы: беседа, чтение и анализ художественных произведений, игра, наблюдения за деятельностью педагога и детей в процессе игры, занятий и труда.
Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание
важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности ребенка. В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи должно быть сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей.
Список литературы
Авдулова
Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем возрасте // Тезисы докладов участников конференции «Ломоносов - 2001». – МГУ им. Ломоносова. – Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.
Ноткина
и
др
– М.: Детство-Пресс, 2006. – 243с.
Свадковский
И.Ф. Нравственное воспитание
.
– М.:
Учпедгиз
, 1972.-144с.
Швейцар М. Воспитание ребенка // Родители и дети /Под ред. Д.Я.
Райгородского
. – Самара:
Бахрах
– М, 2003. С
. 669 – 726.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат