«Воспитание нужно начинать с колыбели»
Н. И. Пирогов
Педагог:
Малыхина Татьяна Сергеевна
МОУ «Гимназия №7»
Г. О. Подольск
Особенности раннего развития.
Каждое мгновение той работы,
которая называется воспитанием,
- это творение будущего и взгляд в будущее.
В. А. Сухомлинский
Все дети нуждаются в любви заботе и внимании. При этом не обходимо помнить о персонализированном подходе к каждому малышу.
Персонализированный подход в обучении – это методика, при которой педагог адаптирует учебные материалы и методы преподавания к потребностям каждого отдельного ребёнка. В результате дети получают индивидуальную поддержку и возможность развиваться в соответствии с их способностями, темпом обучения и интересами.
Ранний возраст (от 1 до 3 лет) имеет очень важное значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее фундаментальные человеческие способности:
- познавательная активность,
- любознательность,
- уверенность в себе,
- доверие к другим людям,
- целенаправленность и настойчивость,
- воображение,
- творческая направленность и многие другое.
Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.
Чаще всего родители и педагоги сталкиваются с такими детскими проблемами как:
- снижение познавательной активности,
- неуверенность в себе,
- нарушения в общении,
- гиперактивность и т. д.,
Причины данных проблем нужно искать именно в раннем детстве. Для правильной организации педагогической работы с малышами необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей старшего возраста и от взрослых.
Жизнь малыша, все радости и огорчения происходят здесъ и сейчас в настоящем времени и являются ситуативными. Именно в этом заключается характерная особенность детей раннего возраста. Его внутренний психологический мир (мотивация, представления, ценности) находится в процессе интенсивного становления. Всё, что он видит , ему просто необходимо взять в руки и попытаться, что-то сделать с этим предметом. Всё новое магнитом притягивает ребёнка к себе.
Малыш легко узнаёт знакомые предметы, действия, помещения - всё то с чем сталкивается постоянно. Но при этом в памяти не сохраняются события, которые происходили в младенчестве, и рассказать о них человек, как правило, не может, за исключением каких-то отдельных случаев.
Психологической особенностью малыша является то, что он не может думать или вспоминать. В раннем возрасте мышление ребёнка наглядно-образное. Если малыш видит лестницу, он обязательно захочет на неё забраться. Любой предмет попавший в руки ребёнка это познание мира. Ложку он покрутит в руках , попробует на вкус, проверит на прочность. Дети почти всегда хотят то, что видят перед собой здесь и сейчас.
Память проявляется в узнавании знакомых предметов и людей окружающих их повседневно. Детям присущи гибкость и открытость, при этом они консервативны и стремятся к постоянству. Всё новое ( еда, предметы, люди) пугают малышей, к ним они относятся с осторожностью.
Эмоции так же являются ситуативными. Малыш может горько расплакаться от того, что упала игрушка и так же быстро успокоится когда вы поднимите её обратно. Малыши не умеют брать на себя ответственность и говорить ему, что он сам выбрал красное ведёрко, а теперь хочет синее бесполезно. Он просто хочет синее и всё. На ребёнка до трёх лет не действуют наши доводы и предупреждения. Говорить, что нужно носить варежки потому что холодно бесполезно, просто возьмите их с собой и когда ручки подмёрзнут, малыш с удовольствием оденет их. Сообщение о пользе или вреде вещей и предметов не имеют значения и сколько бы раз вы не повторяли, что чайник горячий, можно обжечь ручку, всё напрасно. Малыш должен сам по пробовать своей ручкой. Так он ведёт себя не из вредности и не потому, что задумал расстроить вас, а потому что таким способом познает этот мир.
Всё новое привлекает детей, но при этом они очень быстро отвлекаются и переключаются на что то другое. Желания меняются очень быстро и являются не постоянными. Сейчас он хочет строить пирамидку из кубиков, через 10 минут играть с куклой, потом прыгать с дивана. Соответственно рассчитывать на сознательный и ответственный выбор со стороны малыша не приходится. Часто взрослые предлагают малышу выбор, спрашивая его, что он хочет покушать или поиграть, при том, что время обеда уже давно подошло, а маме хочется посидеть в телефоне. Конечно малыш выберет поиграть. Таким образом мы перекладываем с себя ответственность. Чтобы сделать правильный выбор малышу придётся совершить целую мыслительную операцию, понять свои желания и главное иметь эти устойчивые и определённые желания. К сожалению даже в дошкольном возрасте ребёнок, как правило, выбирает стихийно и случайно - в зависимости от того, что видит перед собой или от того что придёт ему в голову. Именно поэтому очень часто случается так, что выбранное желание поиграть через 15 минут заканчивается слезами и не довольством.
Мы взрослые всё время торопимся, опаздываем, бежим забывая порой о том, что ребёнку нужно наше внимание. Купили новую игрушку, отдали её малышу и пошли заниматься своими делами, а на следующий день игрушка спокойно отдыхает в коробке. Как же так, такая дорогая, яркая, новая, интересная игрушка, уже валяется. Совершенно не задумываясь о том, что мы не научили его играть с этой игрушкой, не уделили малышу даже 10 минут. Мы забываем о том, что игра - это ведущая деятельность ребёнка.
Только взрослый может показать, как играть с игрушкой, как организовать и поддерживать интересную и увлекательную игру. Любая игра обладает целым комплексом воспитательных воздействий. Она требует и умственных, и волевых, и физических усилий, и координационных действий и, конечно же, эмоциональное удовлетворение.
Давайте подробнее рассмотрим особенности работы и воспитания детей раннего возраста.
Необходимость участия взрослого в детской игре. Играя с ребёнком мы прежде всего заряжаем их интересом к деятельности, поддерживаем активность, любознательность, объясняем правила игры и способы игровых действий на собственном примере. Развиваются речь, предметная деятельность, координация и т.д. В процессе игры малыш не догадывается, что его развивают или учат.
Необходимость личного обращения к ребёнку. Как в группе детского сада так и дома, особенно если ребёнок в семье не один. Например не стоит просить просто убрать игрушки. Индивидуальный подход воспитателя или родителя очевидны в любом возрасте, особенно в раннем. Потому как маленький ребёнок может воспринимать просьбы адресованные лично ему.
Обнимите малыша, посмотрите ему в глазки, не просите его просто убрать игрушки, попросите собрать кубики в коробку, поставить машинки в гараж, кукол и мишку положить спать. Малыш будет думать, что игра продолжается и с удовольствием выполнит ваши просьбы. Обязательно похвалите его в конце.
Важно помнить, что весь процесс воспитания происходит не только словами, детям нужны чувства, эмоции, действия и поступки, наша интонация, соответствующие жесты.
Малыши очень чувствительны к искренности, они быстро угадывают ложь, недоброжелательность, равнодушие.
Покажите ребёнку , что вы присутствуете в ситуации, что вас интересуют его мысли и переживания.
Необходимо принимать реб
ё
нка
таким какой он есть независимо от того, что и как он делает без всяких условий.
Крайне важно позитивное и доброжелательно
е отношение в любой ситуации. Малыш
должен быть уверен: что бы он ни сделал, что бы ни сказал
-
его не отвергнут. Взрослый постарается понять его и помочь. Другими словами, вы можете выражать по отношению к
ребёнку
не только положительные, но и отрицательные чувства, но н
и когда не
оскорбля
йте
его личность.
Необходима эмпатия
(способность распознавать эмоции и чувства других людей, понимать их внутреннее состояние).
Э
мпатия
является одним из самых важных условий в воспитании ребёнка, способность
сопережива
ть и сочувствовать. Она
требует умения слушать другого
.
Н
е только
сказанные
слова, но и то, о чём он умалчивает или даже не осознаёт
. В ходе такого разговора
взрослый выслушивает малыша,
показывает своё понимание и
переживани
е.
Таким образом , мы видим, что воспитание ребёнка в раннем возрасте имеет свои особенности. Не думайте, что воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат