Современные тенденции развития дополнительного образования.
Личное мнение.
Семендяева Е.В., Дудичева М.А., педагоги дополнительного образования,
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Старый Оскол
e-mail:zena.oskol@mail.ru
Более 100 лет назад в нашей стране – одной из немногих в мире – была создана мощная государственная система дополнительного образования и сформировано единое воспитательное пространство.
Социальное устройство, технологии, качество жизни за прошедшее столетие изменились радикально. Но мы все также хотим вырастить из каждого ребенка достойного человека и дать ему лучшие условия для развития, только уже исходя из сегодняшних реалий.
Дополнительное образование - это именно то пространство, в котором зачастую у ребенка возникает мечта посвятить себя той или иной профессии в будущем. И одна из задач дополнительного образования научить ребенка мечтать и помочь приблизиться к своей мечте. Ребенок может и должен себя искать, пробовать свои силы в различных направлениях и именно это поможет ему в будущем выбрать свой путь.
Система дополнительного образования в последние годы претерпевает большие изменения. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности положено в основу национального проекта «Образование». И основной инструмент, с помощью которого эта задача решается, – развитие системы дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание и работу системы, выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся. Именно об этом мечтает каждый родитель.
Интерес родителей к дополнительному образованию в последние годы возрос. С одной стороны, они хотят насытить жизнь ребенка интересными событиями, заполнить его свободное время «правильными» занятиями. С другой – современные родители, стремятся обеспечить детям хорошее будущее и конкурентоспособность, потому стараются по максимуму развивать их способности.
В условиях перехода на временное дистанционное обучение нам - педагогам дополнительного образования необходимо было суметь быстро перестроиться на новый и непривычный формат. Для объединений, где основной формой является двигательная активность, живое общение с коллективом, общение с природой необходимо было искать новые интересные и живые формы общения, но уже посредством компьютера и мобильных устройств. Основной темой для меня, как педагога стала «Мотивация и само мотивация ребенка в условия изоляции». Именно эту тему я активно внедряю в свои дополнительные программы в настоящее время. Несмотря на сложность перевода дополнительного образования на дистанционный формат, многие педагоги вынесли для себя много новых форм и методов работы со своими воспитанниками и продолжили их совершенствовать.
«На данный момент одним из ключевых аспектов является вопрос навигации по дополнительному образованию.
С внедрением информационной системы «Навигатор» можно говорить об открытости и доступности дополнительного образования для детей и их родителей. Навигатор предоставляет возможность самостоятельного поиска и выбора среди большого ассортимента дополнительных общеобразовательных программ. Однако пока существует много недоработок данной системы, что сказывается как на педагогах и родителях, так и на детях, желающих посещать то или иное объединение. Зачастую регистрация в Навигаторе происходит через классных руководителей, педагогов дополнительного образования или самих детей. Это происходит из-за слишком быстрого внедрения системы Навигатор. Не успев разобраться в системе, мы стараемся друг друга обогнать по количеству зарегистрированных и профинансированных детей. И в этом вина не педагога, а системы. Вопрос об уменьшении количества часов в программах (с 6-ти часовых на 4-х часовые), увеличению количества детей в группе (с 15 до 19-20 человек). Все это ведет к большей пропускной способности дополнительного образования, но зачастую через снижение качества дополнительного образования. В данном случае хочется напомнить о туристко-краеведческой и физкультурно-спортивной направленности, и их специфики. Хотя специфика есть у всех программ и ее надо учитывать.
Так же качественное развитие дополнительного образования невозможно без высококвалифицированных кадров. К сожалению, количество педагогов – профессионалов в своих областях уменьшается. Как привлечь и удержать молодых педагогов, обеспечить профессиональное развитие на региональном и федеральном уровнях? Конечно это одна из задач государственной политики. Но и задача каждого учреждения дополнительного образования – подготовка кадров из своих же воспитанников. Основная часть педагогов нашего центра – это дети, воспитанные у нас в объединениях.
Направлений развития дополнительного образования достаточно много. Развиваться и меняться необходимо. Но в погоне за новым хочется не растерять старое, а точнее накопленное и проверенное. Для нас педагогов и наших воспитанников – это живое общение, походы в лес, песни у костра, путешествия по бескрайним просторам нашей страны. Возможность личным примером показать и научить: «Что такое хорошо и что такое плохо» ...
И пусть дополнительное образование станет ключом к успеху каждого ребенка!
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат