Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Загадка как жанр фольклора. Работа №59061

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Загадка как жанр фольклора
Работа:
2 класс
Школа: МБОУ Радьковская СОШ Прохоровского района Белгородской области
Учитель: Бобылева Т.М.
Тема: Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок
Цель урока:
познакомить детей с произведением фольклора – загадкой
Задачи:
формировать у учащихся универсальные учебные действия:
личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация):
- Воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе;
- Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.
Познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):
- Расширить знания детей о жанре устного народного творчества загадка;
- Сформировать представление и разработать схему построения загадки.
Регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Постановка темы урока. (Знакомство с новым произведением фольклора - загадкой).
Личностные УУД:
- осознанность учения
Проверка
домашнего задания
- Что такое фольклор? (устное народное творчество)
- Какие произведения фольклора ты знаешь? (сказки, загадки, потешки, пословицы, песни, заклички, небылицы….)
-Кто их сочинил? (народ)
-С каким произведением фольклора мы знакомились на прошлом уроке? (песня)
- Какие виды народных песен вы знаете? (колыбельные, хороводные,
свадебные…)
- Когда люди поют песни?
Приведите пример русской народной песни
- Ребята, подумайте, какие слова пропущены в предложении
В произведениях устного народного творчества отражена-------------(народная мудрость)
Познавательные УУД:
-находить ответы на вопросы в тексте;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Личностные УУД:
- развитие доброжелательности к людям
Коммуникативные УУД:
-речевая деятельность
Актуализация знаний
Постановка учебной задачи
Следующий лепесток нашего цветка загадки
- Как вы думаете, что такое загадка? (Ответы детей)
- Какова задача жанра загадка? (Чтобы отгадывать задуманный предмет.)
- А зачем надо уметь отгадывать загадки? (Для игры. Это интересно.)
- Какие загадки вы знаете? (Ученики загадывают известные им загадки, остальные отгадывают.)
- Тот, кто хорошо научится отгадывать загадки, какими качествами будет обладать, каким станет? (Умным, сообразительным.)
-Тема урока: Русские народные загадки.
Целеполагание
- Ребята, как вы думаете, какова ваша цель на уроке? (Ответы детей)
Планирование деятельности
1.Разработать схему построения загадки
2.Сочинить загадку
Познавательные УУД:
- осознанное построение речевого высказывания
Личностные УУД:
- учебная мотивация
РегулятивныеУУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке(учитель выступает в роли тьютора)
Изучение нового материала
Рассказ учителя о загадках
Слово загадка - древнего происхождения. В древнерусском языке слово гадать означало думать, размышлять. Отсюда и произошло слово загадка. Много столетий назад, еще в 1016 году (почти 1000 лет назад) загадки служили важным средством передачи сведений об окружающем мире от старшего поколения младшим, а также использовались в военных, дипломатических делах, а также в хозяйственной повседневной жизни. Так, Ярослав Мудрый перед битвой отправил своему стороннику Святополку человека для того, чтобы узнать от него о силах противника. Свое задание Ярослав сформулировал в виде загадки. Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.
-Итак, можем ли мы считать загадку малым жанром устного народного творчества? Почему? Всё верно! Молодцы!
Работа по учебнику
-Давайте откроем учебник на с.26, прочитаем и отгадаем загадки.
-Кто хочет прочитать первую загадку? И что же это? Как вы догадались, что это именно о петухе идет речь?
-Читаем следующую загадку. Что это? Как вы это поняли?
-Следующая загадка. Кто знает отгадку?
-Верно. Читаем дальше. О чём идет речь в загадке?
-И последняя загадка. Что это?
-Как вы думаете, на какие тематические группы можно разделить эти загадки?
-Давайте узнаем, какие бывают темы загадок.
Читает учитель. Кто отгадает больше загадок, получает медаль Классный мудрец
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других
Познавательные УУД:
- смысловое чтение;
- анализ объектов;
- установление причинно-следственных связей
Личностные УУД:
- самооценка
Физминутка
музыкальная
Закрепление полученных знаний
Постановка проблемы
-Как строится загадка?
Сформулируйте принципы построения загадки
- Прочитайте загадку
Зимой беленький, а летом серенький. Никого не обижает, а всех сам боится (Заяц) - Как вы догадались, что речь идёт о зайце? (Даётся описание: характерные признаки зайца.) Исследовательская работа (презентация) - Найдите ещё загадки описательного характера Вывод : Загадка строится по принципу описания предмета.Признаки предмета : внешний вид, действие, свойства, часть предмета, материал и т. д. -Прочитайте загадку Белый как снег, Надутый как мех, Лопатами ходит, А рогами ест. (Гусь) Какой литературный приём используется в загадке? (Сравнение.) Что с чем сравнивается? Почему? В данной загадке действительно гуся сравнивают со снегом, мехом
Вывод:Загадка строится по принципу сравнения.
- Посмотрите, как составлена загадка про книгу: Не дерево, а с листочками. Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. - Какова особенность построения данной загадки? (В таких загадках сравниваются два предмета. У этих предметов есть общие качества, но есть и главное различие.) Какую частицу она имеет в своём составе? ( Не.) Какое значение она имеет? (Отрицательное.) В загадке содержится отрицание того, что загадываемый предмет похож на …
Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)
Вывод : Загадка строится по принципу отрицательного сравнения.
- Прочитайте загадки
Кто в беретке ярко-красной,в черной курточке атласной? На меня он не глядит,все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Догадайся по картинке,Кто уселся на кувшинке?Две зелёные подружки –Лупоглазые ...(Лягушки)
- Что общего у загадок ? (Загадки составлены в форме вопроса. Чаще в таких загадках раскрывается одна, главная сторона предмета.)
Вывод : Загадка строится в форме вопроса.
Познавательные УУД:
- смысловое чтение;
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения признаков
Коммуникативные УУД:
- учёт разных мнений и умение обосновать собственное
Подведение итогов исследования
- Ребята, давайте повторим принципы построения загадки.
Принципы построения загадки.
По принципу описания предмета.
Как утвердительное или отрицательное сравнение
В форме вопроса
- Как вы думаете, зачем мы исследовали построение загадок?
(Чтобы самим уметь их составлять.)
Познавательные УУД:
- построение логической цепи рассуждений;
Творческое задание (работа в группах)
1.Определить принцип построения загадок
Подготовка к творческому заданию
- Как правильно придумать загадку?
Составление алгоритмапостроения загадки
Алгоритм построения загадки.
Загадать предмет
Выделить признаки
Выделенный признак надо сравнить со схожим признаком другого предмета
Послушайте литературную загадку
Нахмурилось небо(Наверно, не в духе!).Летают, летаютБелые мухи!..И носятся слухи,Что белые мухиНе только летают,Но даже - не тают! Б. Заходер
- Почему эта загадка литературная? (У загадки есть писатель)
- С чем сравнил Б. Заходер первый снег? Но какое отличие у мух и снега?
2.Составление загадок
Упражнение в придумывании загадок.
Вывешивается изображение снега
- Попробуем сочинить загадку о снеге с утвердительным или отрицательным сравнением.
- Перечислите наиболее яркие признаки снега. (Белый, пушистый, мягкий, ровный.)
С чем можно сравнить снег?
Какие еще предметы обладают такими признаками? (белый, как сахар; пушистый, мягкий, как подушка, перина, пух, облако; ровный, как скатерть, покрывало, одеяло и т.д.)
Сочините свою загадку, применяя один из видов сравнения (по выбору).
Прослушивание загадок, сочинённых детьми. Анализ загадок.
Определяется загадка – победитель.
Оценивание творчества детей.
Познавательные УУД:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- смысловое чтение;
-структурирование знаний;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности
Регулятивные УУД:
- проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в группе;
-выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные УУД:
- адекватное реагирование на трудности;
- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости
Итог урока
- С каким видом устного народного творчества мы сегодня познакомились? (Загадки)
- Чему научились? (Определять принципы построения загадки, сочинять загадки.)
- К какому выводу пришли? (Загадка и учит думать, рассуждать)
Оцените свою работу на уроке и выберите тот смайлик, который вы, по вашему мнению, заработали.
Познавательные УУД:
- подведение итогов
Регулятивные УУД
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные УУД:
- самооценка;
- осознанность учения
Домашнее задание
Придумать загадку самостоятельно и оформить ее. Определить принцип построения загадки.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×