Криволапова Т.В., воспитатель,
Иванова Е.П., воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 п. Новосадовый
Белгородского района Белгородской области»
Применение фольклора
в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт нравственных традиций народа, который складывался коллективными усилиями многих поколений, на протяжении многих столетий.
Как известно, фольклор — это основное средство народной педагогики. Народная педагогика — это вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов, мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.
Фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, народного творчества, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
В качестве основных средств воспитания можно использовать все компоненты народной культуры: песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники, игры.
Приобщение детей к творчеству русских умельцев. Знакомство детей с дымковской, городецкой, хохломской росписью. Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства, учатся изготовлению народных игрушек и других предметов, в ходе чего, дети приобретают навыки работы с художественными материалами и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, красиво двигаться, отличаться смекалкой, творческой выдумкой, волей. Игра всегда была спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим воспитательной силой. Благодаря ей дети учатся самостоятельно находить выход из критического положения, принимать решения, осуществлять их, проявлять инициативу, тем самым приобретая важные качества, необходимые в будущей жизни.
Народные пословицы, поговорки, загадки, песни, танцы пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине, объединялись в народных праздниках. Праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения.
Стремление к игре, к актёрству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той иди иной мере могут быть внесены почти в любую фольклорную песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрывание действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.
Наиболее доступно для детей народный быт, красота родной природы отражены в сюжетах хороводных песен. Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Участвуя в хороводе – маленьком театрализованном представлении, - дети будто переносятся в иной мир, становятся царевичем и царевной, селезнем и уткой, ясным соколом и белой лебедью. Здесь всё зависит от воображения, от того, как хорошо ребёнок сможет представить и сыграть то или иное действующее лицо.
Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.
К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всё м его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки.
Слово, соединённое с музыкой и движением, обладало ещё большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песни, Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.
Было бы очень хорошо, если бы в наше время все дети воспитывались в семьях, где разговоры взрослых оказывают только благотворное влияние, где общая атмосфера способствует обогащению и облагораживанию личности и духовные ценности стоят гораздо выше материальных, но, к сожалению, в мире происходит обратное.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат