Опыт адаптации учебных материалов для детей с РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Вишнякова Юлия Сергеевна, учитель дефектолог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана
«Основная общеобразовательная школа №17»
В статье изложены ключевые аспекты, выявленные на основе опыта адаптации и реализации учебных материалов для детей с расстройством аутистического спектра, способствующие наиболее полноценному развитию потенциала таких детей.
Ни для кого не секрет, что для успешного освоения детьми с расстройством аутистического спектра (далее - РАС) образовательных программ недостаточно уже существующих учебных пособий, для обучения данной категории детей необходимо наличие дополнительных, специально разработанных учебных материалов, адаптированных с учетом возможностей и потребностей данных обучающихся.[1] Учащиеся с РАС испытывают трудности как в развитии регулятивных, так и познавательных учебных действий. Однако, наибольшую сложность для них представляет освоение учебных предметов, таких как русский язык, математика, чтение и окружающий мир. [3]
В рамках освоения тем по предмету «Математика» наибольшие трудности достижения планируемых результатов вызывает решение и составление задач, обусловленное недостаточным пониманием прочитанного текста, а также невозможностью наглядно представить себе то, о чем говорится в условии задачи. Наибольшие сложности у детей с РАС вызывает решение задач с абстрактными единицами, такими как меры веса, объема т.д.
При освоении программного материала по предмету «Окружающий мир» учащиеся с РАС также испытывают затруднения при освоении абстрактных понятий, таких как экономика, промышленность и т.д. Кроме того трудности вызывает освоение временных последовательностей и соблюдение социальных правил поведения.
Первый и наиболее часто используемый способ адаптации заданий это упрощение заданной инструкции. Он может включать в себя разделение многоступенчатой инструкции на более короткие ее части. Например, если попросить ребенка с РАС «Прочитать задачу с доски, нарисовать к ней схему, записать краткую запись в тетрадь и выполнить решение», то у учащегося возникнут трудности при выполнении данной инструкции. Подобные инструкции необходимо предъявлять частями, по мере выполнения задания учащимся. Кроме того, к данному способу адаптации материала можно использовать подкрепление устных инструкций письменными, а при необходимости, даже наглядная демонстрация требуемых действий. [2]
Следующий, не менее популярный способ адаптации – это дополнительная визуализация. Для упрощения понимания учебного материала рекомендуется использовать не только схемы и различные алгоритмы, но и наглядные реалистичные иллюстрации, а при возможности даже реальные предметы либо инсценировку обсуждаемых событий или действий. [2]
Третий способ – это индивидуализация стимульных материалов. У каждого ребенка, в том числе ребенка с РАС, есть специфические интересы, включение в работу которых позволит более эффективно подготовить адаптированные задания для данного ребенка. [2]
Следующий способ – это минимализация двойных требований. Очень часто мы предъявляем детям задания, которые несут в себе двойные требования, например «Спиши текст и вставь пропущенную букву» или «Реши задачу и запиши ее в тетрадь» . Но для детей с РАС довольно сложно выполнить подобные требования. Поэтому, для более эффективной организации работы данного ребенка, можно предложить ему не записать задачу в тетрадь, а оформить решение на специально разработанном бланке. Таким образом, мы снизим требования к правильному оформлению задачи в тетрадь, что позволит нам сфокусировать ребенка непосредственно на решении задачи. [2]
Следующий способ у нас идет упрощение содержания самого задания. Этот способ наиболее часто используется для обучающихся с РАС, уровень развития которых ниже уровня развития сверстников. Это довольно простой способ, здесь, например, на математике когда для всего класса дано задание на умножение многозначных чисел, ребенок с РАС может решать примеры с теми же цифрами, на сложение.[2]
Именно такими способами идет адаптация учебного материала для детей с РАС. Чтобы подробнее разобрать данную тему, рассмотрим некоторые варианты адаптированных заданий по математике и окружающему миру.
Первое задание – это решение примеров. Ученикам предлагается списать с доски или из учебника примеры и решить их. Следует уточнить, что при использовании адаптированных заданий фронтальная инструкция, по возможности, остается для всех общей, независимо от того адаптированное это задание или стандартное. На выбор у нас есть адаптированные задания 2-х уровней, которые мы используем в зависимости от тяжести испытываемых трудностей учащимся. 1 бланк это адаптация 1-го уровня, который представляет собой форму с уже написанными примерами, где ребенку остается записать лишь ответ в отведенном для этого месте. Рядом с каждым примером находится схема, заполнение которой помогает ребенку решить пример. Заполнять эту схему ребенок может, используя заданное количество разнообразных фигур, например кружочки или палочки, которые он может либо нарисовать, либо приклеить, в случае если испытывает моторные затруднения.
Следующий бланк представляет собой форму с уже написанными примерами и уже заполненными схемами. Ученик должен посчитать количество фигур в каждой схеме и правильно записать ответ в отведенное для этого место. Также если ребенок испытывает моторные затруднения, то ответ он может приклеить, используя заранее заготовленные цифры. Такая форма работы позволит ребенку с РАС сосредоточить основное внимание на решении примера, а не на его записи. А визуальное подкрепление помогает обеспечить лучшее понимание материала и самостоятельное выполнение задания ребенком.
Следующее адаптированное задание – решение задач. Ученику, испытывающему затруднения при записи и решении задач, предлагается бланк с текстом задачи и отведенным местом для оформления краткой записи и решения, а также местом для схемы, где по типу предыдущих примеров проходит дополнительная визуализация условий задачи. Эта форма адаптации материала позволяет ребенку более тщательно проработать текст задачи, т.к. на бланке можно подчеркнуть и выделять слова цветом. А также упрощает ориентировку на листе бумаги, т.к. есть специально выделенные места для краткой записи, решения и ответа.
На следующем уровне адаптации материала ребенку предлагается бланк с текстом задачи и соответствующей условиям задачи картинкой, а также с уже подготовленной краткой записью, где в специально отведенных клеточках ему необходимо вписать, либо вклеить цифры, соответствующие условиям задачи. Также на этом бланке, как и на предыдущем, предусмотрено место для зарисовки схемы. Такая адаптация необходима ученику, испытывающему трудности при понимании текста задачи, а также при оформлении краткой записи. Помимо этого, если ребенок испытывает трудности зрительно-моторной координации, не позволяющие ему писать с достаточной скоростью, работа с данным бланком значительно сэкономит затрачиваемое на уроке время.
На уроках окружающего мира при адаптации заданий главной задачей является максимальная визуализация, а также необходимость подкрепить полученные знания различными видами практической деятельности. Так, если стандартное задание для учащихся заключается в рассматривании рисунка и назывании изображенных на нем времен года, то адаптированным вариантом этого задания будет бланк с таким же изображением, но дополненный словами на карточках с названием времен года, которые необходимо соединить либо приклеить рядом с соответствующей картинкой. Подобная адаптация позволяет ученику более эффективно запоминать названия времен года и свободно оперировать этими понятиями. Однако, если учащийся затрудняется при выполнении адаптированного задания, можно предложить ему альтернативный вариант этого задания, где ребенку предлагается бланк с названиями времен года и изображениями признаков того или иного времени год, которые наиболее доступны пониманию ученика. По заданной инструкции учащийся должен раскрасить предложенные изображения и соединить их с соответствующим временем года. Данная форма работы позволяет ребенку лучше запоминать названия времен года на основе ассоциативного мышления.
И еще один пример адаптированного задания по окружающему миру. При изучении диких и домашних животных, учащимся предлагается стандартное задание, которое выполняется устно, назвать две группы, на которые можно разделить всех животных и привести примеры. Ребенку с Рас, который испытывает затруднения при выполнении данного задания, предлагается аналогичное адаптированное задание с сохранением заданной инструкции. Однако, для упрощения задания, для этого ребенка подготовлен бланк, в котором ему нужно написать или приклеить названия групп животных, в специально отведенном для этого месте. А в качестве подсказки даны изображения представителей этих групп. Подобная деятельность помогаем ученику перевести представления из внутреннего плана во внешний. Если ребенку недоступна классификация животным по группам, то ему можно предложить бланк с альтернативным заданием. В данном бланке учащийся будет работать с теми же картинками, но содержание задания значительно упрощается. И вместо деления на группы и приведения примеров животных, учащемуся нужно прочитать названия животных и соединить их с соответствующей картинкой. При этом ученику может быть предложено, нарисовать либо приклеить домик рядом с теми животными, которые живут рядом с человеком и зависят от него.
Таким образом, примерно так выглядят задания для учащихся с РАС, адаптированные теми самыми способами, которые я уже озвучивала. Однако не забываем, что каждый ребенок индивидуален, у каждого из них свои особенности и свой уровень интеллектуального развития, от которых и зависит напрямую степень и способ адаптации того или иного задания.
Использованные источники:
Башина
В.М.,
Симашкова
Н.В. Подходы к проблеме обучения детей с ранним аутизмом // Журнал «Школа здоровья».
Загуменная О.В., Хаустов А.В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Методическое пособие / Под общ
.
р
ед. А.В. Хаустова.
М.: ФРЦ ФГБОУ ВО
МГППУ, 2017. 80 с.
Никольская О., Фомина Т.,
Цыпотан
С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М.: «Чистые пруды», 2006.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат