Цифровые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации обучающихся
В настоящее время стало заметным снижение ценностно-мотивационного рейтинга русского языка и литературы среди прочих базовых ценностей жизни. Считается, что русский язык необходим лишь для вступительных экзаменов при поступлении в ВУЗ и сдачи ЕГЭ для получения аттестата.
В результате такого отношения к русскому языку и литературе мы видим: в пятых-шестых классах еще сохраняется положительная динамика в изучении русского языка и литературы. Конечно, сказывается налаженная совместная работа предметных методических объединений учителей начальной школы и русского языка и литературы, адаптационный период и выработанные единые требования в оценке знаний обучающихся.
Но, к сожалению, уже с седьмого класса снижается познавательный интерес к предметам. Немаловажную роль играет в этом то, что не всегда учитываются возрастные особенности этой категории обучающихся. Часто ограничивается применение новых технологий, которым сегодня уделяется большое место: это информационные, цифровые и другие электронные образовательные ресурсы необходимые как в урочной, так и внеурочной деятельности. И только к концу десятого, началу одиннадцатого класса, когда перед обучающимися стоит задача сдачи ЕГЭ, многие берутся за ум, но время уже упущено. К сожалению, и тут родители больше надежд возлагают на подготовительные курсы при ВУЗах и репетиторов.
Поэтому каждому учителю необходимо продумать пути повышения познавательного интереса к изучению русского языка и литературы, внести корректировку в методику преподавания с использованием цифровых современных образовательных технологий, направленных на реализацию ФГОС и повышение мотивации к учению. Ведь использование цифровых технологий расширяет возможности при подаче материала, подготовке к уроку, делает более иллюстративным, наглядным и интересным изучаемый материал.
Работая в школе, наблюдаем, как происходит резкое падение интереса обучающихся к русскому языку как учебному предмету, к литературе, чтению классических произведений как постижение искусства, традиций народа и, как следствие, снижение грамотности, общей культуры, проявление косноязычия, неумения правильно, логично выразить свою мысль. Снижается уровень грамотности обучающихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками. На уроках русского языка и литературы не все обучающиеся активны, отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей. Они постепенно теряют интерес к данному предмету. Поэтому необходимо сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех обучающихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого, дать любому обучающемуся (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы они с желанием и хорошим настроением шли на уроки.
Использование цифровых современных образовательных технологий в обучении позволяет учителю перестать быть основным (а зачастую и единственным) источником информации, а занять позицию человека, организующего самостоятельную деятельность обучающихся, и управляющего ею.
Применение цифровых современных образовательных технологий позволяет наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей компьютерных технологий и идти в ногу со временем. Подготовка и проведение урока с использованием цифровых современных образовательных технологий требуют от учителя не очень много времени, но терпения.
Современные ученики уже с младшего возраста умеют пользоваться электронными устройствами, их родители привыкли общаться через интернет, а у педагогов появились новые условия и новые возможности.
В заключение хочется сказать, что каждый учитель выбирает удобные для себя цифровые инструменты, но, чтобы применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы было эффективным, надо умело сочетать их с традиционными методами и приёмами обучения.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат