Логопункт как путь успешной интеграции дошкольников с речевыми нарушениями в образовательный процесс детского сада.
Цель работы логопункта : обеспечить речевое развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Выделены три основных направления работы учителя - логопеда и поставлены задачи в каждом из них.
Диагностика: своевременно выявлять речевую патологию и тенденцию к речевым нарушениям у детей с раннего возраста.
Коррекция: корригировать любые речевые нарушения у всех нуждающихся детей со старшего дошкольного возраста.
Схема приоритетного взаимодействия
КОРРЕКЦИЯ ПРОФИЛАКТИКА ДИАГНОСТИКА
ЛОГОПЕД + РОДИТЕЛИ
(еженедельные консультации для родителей по закреплению речевого навыка)
Учитель - ЛОГОПЕД + ВОСПИТАТЕЛИ
(мониторинг динамики речевого развития, оперативное решение речевых проблем)
Деятельность учителя - логопеда на дошкольном логопедическом пункте в каждом направлении.
Диагностика. Проводится 2 раза в год во всех дошкольных группах. Цели бывают разные, в зависимости от возраста детей и времени обследования (начало или конец года). Но есть главные цели при любом логопедическом обследовании :
- выявить речевую патологию либо тенденцию к речевой патологии;
- определить динамику речевого развития (есть ли улучшения или ухудшения в речи, или почти нет продвижений в речевом развитии).
Для того чтобы коррекция речи была эффективной, учитывая, что детей с ОНР на логопункте 60% и 100% с дизартрией практическим путём выработались некоторые особенные подходы к организации логопункта.
Например:
- весь коррекционный процесс организует учитель - логопед, но с детьми с ОНР выстраивается работа таким образом, что некоторыми сторонами речи занимается учитель - логопед, а воспитатель закрепляет специальными методами и приёмами, которые подсказывает учитель - логопед (фонетико-фонематическая сторона речи и грамматическая). Работу над лексикой в основном проводит воспитатель с организующей помощью учителя - логопеда. Связная речь: логопед правильно структурирует разные типы высказывания у логопатов и индивидуализирует лексику и грамматику, а содержание отрабатывает воспитатель;
- воспитатель в ДОУ общеразвивающего вида не владеет коррекционными методами, поэтому на еженедельных оперативных совещаниях учитель - логопед с участием старшего воспитателя обучает этим приёмам педагогов;
Залог результативной коррекционной логопедической деятельности на логопункте – взаимодействие. Оно заключается в том, что воспитатели и родители должны понимать, что в основном ответственность за развитие ребёнка несут они и - идти на взаимодействие, воспринимая деятельность учителя - логопеда, как необходимую помощь и поддержку. А учитель - логопед берёт на себя всю моральную ответственность за состояние речи детей (не говоря об этом педагогам ДОУ). Но родители и педагоги всегда чувствуют ответственность и помощь учителя - логопеда и охотно сотрудничают.
Профилактика. Сама коррекция речевой патологии у дошкольников является предупреждением не только дисграфии и дислексии, но и неудовлетворительного обучения в школе вообще. Начинать профилактику надо с самого поступления ребёнка в детский сад, хорошо представляя профилактические задачи в каждом дошкольном возрасте и любое логопедическое мероприятие в детском саду должно иметь профилактическую направленность. Даже вся логопедическая диагностика должна строиться так, чтобы в первую очередь заметить тенденцию к речевому нарушению, а во вторую – определить патологию. Просто информирование является малоэффективным методом предупреждения речевых нарушений. Необходимы обучающие кружки, тренинги, консультации.
Как выполнять домашние задания по коррекции
звукопроизношения?
1. Начинать следует с пальчиковой гимнастики.
2. Затем выполните артикуляционные упражнения для язычка.
3. Выполните несколько дыхательных упражнений, используя подручные средства.
4. Ура! Звук родился. Отрабатываем его, используя предложенный учителем - логопедом речевой материал. Звук произносим протяжно, выделяя его для фиксирования правильного произношения. Стимулируйте ребенка к использованию звука в самостоятельной речи, тактично исправляйте и почаще хвалите.
5. Помните! В нашем деле главное — это система! Занимайтесь ежедневно. Демонстрируйте успехи ребенка всем знакомым и незнакомым. Чем больше и чаще ребенок будет упражняться, тем скорее будет правильно и красиво говорить!
Как выполнять рекомендации логопеда на дом?
1. Для взаимодействия учителя – логопеда и родителя (законного представителя) ведутся рабочие тетради, где учитель – логопед на занятии прорабатывает с ребенком: артикуляционную гимнастику, задания на постановку звука, а так же для дифференциации и автоматизации звуков.
2. Все задания по подбору и раскрашиванию картинного материала выполняются к обозначенному календарному сроку и будут просматриваться учителем - логопедом.
3. Весь речевой материал необходимо прорабатывать с ребенком дома.
4. Задания по составлению предложений, рассказов, подбору нужных слов необходимо записывать со слов ребенка, помогая ему, на рабочем листе.
5. Папки необходимо приносить в дни логопедических занятий.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат