СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАС
Гемусова Сабрина Абдурефиевна,
Студент СДО-21
+79786474682
Аннотация. развитие у детей с аутизмом психических функций и личностных свойств, а также развитие и гармонизация социальной активности, адаптации и адекватности межличностных отношений.
Ключевые слова. Социальная адаптация, коммуникая, взаимодействие, детей с РАС, коррекция, развитие речи,.
В настоящее время в отечественной психологии и педагогике особую актуальность приобретает проблема социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра. За последние 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Проблема их социальной адаптации стала предметом особого внимания психологической и педагогической науки. Данной проблеме посвящены работы как отечественных психологов (Баенской Е. Р., Ведениной М. Ю., Лебединской В. В., Либлинг М. М., Никольской О. С., Хаустова А. В. и др.), так и зарубежных (Kanner L., Shopler E., Pauls D., Wolkmar F. R., Wing L. и др.)
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это достаточно неоднородная группа нарушений развития, для которой характерен прежде всего устойчивый дефицит в различных аспектах социального взаимодействия, таких как вербальная и невербальная коммуникация, эмпатия, эмоциональное развитие и трудности в понимании социального подтекста. Для людей с РАС характерны также стереотипное поведение, привязанность к ритуалам и ограниченные фиксированные интересы. Веденина М. Ю. отмечает, что трудности социальной адаптации, развитие навыков бытовой жизни характерны для всех таких детей, и всем требуется специальная помощь в их преодолении.
На наш взгляд, эффективная социальная адаптация детей с РАС достигается посредством индивидуального психолого-педагогического сопровождения на основе вариативности используемых методов и форм работы при активном участии родителей. При этом одной из важнейших задач психолога является формирование навыков социальной адаптации, которые позволят ребёнку интегрироваться в его социальное окружение.
Одними из основных стратегий социальной адаптации детей дошкольного возраста с РАС являются:
Изучение индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка.
Психологическая поддержка семей.
Организация окружающей среды.
Организация времени.
Социальные истории.
Сенсорные перерывы.
Рассмотрим каждую из упомянутых стратегий социальной адаптации подробнее
1.Изучение индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка.
Информацию об индивидуальных особенностях ребенка можно получить в процессе психолого-педагогического обследования ребенка, изучения его истории развития, использования беседы и опросников с родителями, а также непосредственного наблюдения за ребенком во время его свободной деятельности.
При изучении психолого-педагогических особенностей ребенка необходимо учитывать следующие параметры, которые непосредственно влияют на успешность процесса социальной адаптации:
- сформированность коммуникативных навыков; - уровень когнитивного развития; - уровень развития социальных навыков; - сформированность навыков самообслуживания
-эмоционально-волевое развитие (афективные реакции и их проявления); - самостоятельность; - интересы и увлечения ребенка.
В соответствии с полученными данными определяются сферы помощи, в которых нуждается ребенок для успешной социализации.
2.Психологическая поддержка семей.
Общеизвестно, что одним из самых главных институтов социализации ребенка является семья. Без конструктивной системы семейного воспитания невозможно реализовать успешное решение такой задачи как социальная адаптация ребенка с РАС. Но очень часто, мы наблюдаем, что появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья приводит к состоянию стресса у родителей, который может длится годами
И. Б. Карвасарская в своей книге под названием «В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми», посвященной более чем 10 летнему опыту работы с аутичными детьми и содержащей практические рекомендации по их адаптации к жизни в современном обществе пишет: «Аутизм ребенка можно воспринимать как „крест", как наказание, а можно и как стимул к собственному развитию, необходимому для того, чтобы как можно лучше помочь ребенку на его нелегком жизненном пути. Помогая совершенствоваться ему, приходится совершенствоваться самому. Можно всю жизнь страдать, можно смириться и принять ситуацию как неизменную, можно не оставлять усилий. И этот выбор каждый родитель делает сам»
Психологическая поддержка семей начинается с момента первичной консультации родителей. В процессе оказания психологической помощи семье необходимо обратить внимание родителей на понимание основных потребностей ребенка, познакомить их с методами и способами работы, направленных на преодоление негативных форм поведения и формирование навыков самообслуживания.
От того, насколько согласованы действия всех членов семьи в процессе воспитания ребенка с РАС, зависит успешность его социальной адаптации на ранних этапах развития.
3.Организация окружающей среды.
Авторы Гилберт К. и Питерс Т. отмечают, что адаптация и последовательное изменение окружающей среды ведет к улучшению навыков социального взаимодействия, коммуникации, формированию адаптивного поведения у детей с РАС. Также авторы подчеркивают, что необходимым условием эффективной помощи ребенку является противодействие хаосу, существующему в психике этих детей, и создание порядка – структуры их деятельности .
Хаустов А. В. в своей статье пишет о том, что «правильная организация пространства дает аутичному ребенку возможность лучше усвоить социальные функции различных предметов, помещений, сформировать способы социально приемлемых действий с предметами, ситуативные социально-поведенческие паттерны и коммуникативные навыки». Автор выделяет следующие условия: окружающая обстановка должна характеризоваться упорядоченностью и умеренностью. Также особое значение в процессе социализации и развития коммуникации имеет организация бытового, игрового и учебного пространства. При организации бытового пространства Хаустов А.В. подчеркивает роль подсказок (ориентировочных, коммуникативных и социально-поведенческих), помогающих ребенку ориентироваться в окружающем мире и формирующих адаптивное социальное поведение.
4. Организация времени.
Процесс социальной адаптации зависит от правильной организации времени и режима дня. Для организации времени используется визуальное расписание. Расписание – это визуализированное, последовательное выполнение задания (расписание уроков, недельное расписание и др.). Структура расписания определяется индивидуальными особенностями ребенка и его умениями. Визуализированное расписание занятий – это один из важнейших составных компонентов структурированной среды обучения, который сообщает ребенку с аутизмом, какие занятия будут проводиться и в какой последовательности. При составлении визуализированного расписания необходимо использовать стратегию «сначала-потом» .
Режим дня – это последовательность событий, социальных действий, происходящих в течение дня. При этом важна наглядная демонстрация последовательности событий или видов деятельности при помощи фотографий или карточек с изображением предполагаемой последовательности действий (карточки с надписями, рисунки, пиктограммы, предметы).
5.Социальные истории
Как уже отмечалось выше, дети с РАС испытывают определенные трудности в социальном взаимодействии, им сложно посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Для решения этой проблемы в поведенческой терапии используются социальные истории, которые помогают детям понять социальную ситуацию. Метод социальных историй был разработан Грей К. в 1991 году. С помощью данного метода адекватное социальное поведение объясняется ребенку в форме историй
6.Сенсорные перерывы
Впервые на связь поведенческих трудностей, оказывающих влияние на процесс социальной адаптации, и процессов обработки сенсорной информации указала Айрес Э. Дж. Разработанная автором теория сенсорной интеграции помогает понять связь этих процессов и причины возникновения сенсорной перегрузки [1]. В результате сенсорной перегрузки возникают атипичные реакции на сенсорные раздражители (слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные, вкусовые, двигательные). При попытке верно оценить окружающую обстановку, дисбаланс в организации сенсорного восприятия, включающий как гиперчувствительность, так и гипочувствительность к различным сенсорным стимулам, может вызвать стресс и беспокойство. Сенсорную перегрузку могут вызывать различные факторы: слишком яркий свет или недостаточное освещение, флуоресцентное освещение, высокий уровень шума, изменение в повседневном привычном распорядке дня или в окружающей среде, колючая и царапающая одежда и т.п. В результате сенсорной перегрузки у ребенка могут проявиться негативные формы поведения такие как крики, раскачивания из стороны в сторону, удары головой, многократное повторение фразы, разбрасывание предметов и другие. Так как данные формы поведения усложняют процесс социальной адаптации ребенка, необходимо своевременно предоставлять ребенку сенсорные перерывы. Когда дети с РАС испытывают сенсорную перегрузку или стресс, они часто переключаются на «стимы» или самостимулирующие виды поведения. Если в ситуации такого стресса предложить им стимулирующие игрушки, такие как мягкие мячики, резиновые игрушки, это поможет уменьшить степень возбуждения и предоставить им социально приемлемый способ снять стресс.
Приведём некоторые технологии и методики, направленные на развитие социальной адаптации; навыков, позволяющих ребёнку с РАС включиться в его социальное окружение.
К интенсивным обучающим программам относится АВА-терапия (прикладной анализ поведения), которая основана на поведенческих технологиях и методах обучения.
С помощью АВА-терапии обучают аутичного ребёнка некоторым навыкам и устраняют проблемы в поведении, используя «стимулы» и «подкрепления», которые интересны ребёнку.
Некоторый навык (особенно «социально-поведенческий») разбивается на блоки и каждый блок усваивается последовательно: устанавливается зрительный контакт; имитируются основные движения, действия с предметами, мелкие и точные движения, произносительные движения; выполняются единичные команды; происходит узнавание
знакомых людей; указываются на желаемые предметы и т. д., в зависимости от той программы, которая составлена для ребёнка.
Материалы занятий по системе АВА-терапия максимально приближена к повседневной жизни ребёнка, то есть имеет прикладной характер. Тщательно разработанная система поощрений – одно из самых важных в этой программе.
В целостной системе психолого-медико-педагогической коррекции расстройств аутистического спектра, АВА-терапия не является основной частью, а всего лишь её дополнением, так как она не формирует у ребёнка инициативу, осмысленность своих действий и поступков и не затрагивает самой сути аутистического расстройства.4
Программа «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)» поможет ребёнку с РАС к установлению коммуникационного взаимодействия. Эта очень полезная и популярная методика развивалась на базе АВА-терапии. Она заключается в том, что ребёнок усваивает базовые коммуникативные навыки и способы
осуществления контакта с окружающими людьми при помощи карточек с изображением предметов и действий. Зачастую для аутичных детей карточки PECS становятся единственно возможным средством самовыражения и общения и установления связи с окружающими. Если ребёнок не может сообщить с помощью слов, что ему надо, то он может сделать это с помощью карточек PECS.
Общение с окружающими людьми для ребёнка с помощью программы РЕСS становится более доступным и является стимулом для приобретения вербальных навыков.
Данная система коммуникации была разработана Лори Фрост (Lori Frost) и Энди Бонди (Andy Bondy) в 1985 году.
Концепция DIR (развитие – индивидуальные различия – отношения) применяется для оказания помощи аутичным детям с эмоциональными нарушениями и способствует налаживанию с ними контакта.
Концепцию DIR разработал профессор Стенли Гринспен, выдающийся детский психиатр, специалист по коррекции эмоциональных нарушений у детей (не только с аутизмом). Для оказания помощи ребёнку создаётся конкретная программа, учитывающая его индивидуальные особенности и преследующая цель: формирование социальных навыков и конструктивное решение социальных задач; создание фундамента для здорового развития.
С помощью DIR-концепции дети могут овладеть ключевыми способностями, которые либо отсутствуют, либо нарушены в процессе их развития, например, способность к приятным и теплым отношениям с окружающими, целенаправленному и полноценному общению (поначалу жестами, потом нередко и словами) и, в различной степени, логическому и творческому мышлению.
Одним из компонентов этой программы является методика Floortime. По этой методике специалист перемещается на пол, чтобы играть с ребёнком на его уровне; позволяет ему заниматься тем, что он любит. По сути, эта методика является психотерапевтической интервенцией в форме специально организованной игры с целью функционального и
эмоционального развития ребёнка. Сочетание методов ABA и DIR даёт эффективные результаты, так как ABA-терапия предполагает пошаговое обучение и чёткую его
структуризацию, а DIR-концепция фокусируется на отношениях, эмоциях и интересах ребёнка, что позволяет детям использовать освоенные навыки спонтанно и осмысленно.
Таким образом, социальная адаптация ребёнка с РАС происходит тяжело. Специалистам, работающим с аутичным ребёнком, и родителям приходитс преодолевать многочисленные трудности на пути взаимодействия ребёнка с окружающим миром (причём для каждого ребёнка это свои трудности): страх, избегание контакта, негативизм, стереотипное поведение, самоагрессивное поведение
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат